Решение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 03 мая 2012 г.
(Извлечение)
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Гогина А.В.,
судей: Царькова В.Н.,
Лазарева Е.В.,
при секретаре Сидорчук Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Красновицкой М.М. на решение Выборгского гарнизонного военного суда от 8 февраля 2012 года по гражданскому делу по заявлению прапорщика Красновицкой Марии Михайловны об оспаривании решения жилищной комиссии и начальника Службы в г.Выборге Пограничного управления ФСБ России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которым ей отказано в признании нуждающейся в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Лазарева Е.В., объяснения заявителя Красновицкой М.М. и ее представителя адвоката Балакина А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя жилищной комиссии и начальника Службы в г.Выборге Галиуллина А.М., возражавшего против ее удовлетворения, окружной военный суд, -
У С Т А Н О В И Л.
Решением Выборгского гарнизонного военного суда от 8 февраля 2012 года Красновицкой М.М. отказано в удовлетворении заявления об оспаривании решения жилищной комиссии и начальника Службы в г.Выборге от 26 октября 2011 года об отказе в признании ее нуждающейся в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства в г.Санкт-Петербурге.
Принимая данное решение, суд сослался на факт проживания семьи заявителя на условиях социального найма в двухкомнатной квартире, предоставленной им по месту службы по установленным нормам, и на получение ею в аренду земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, что препятствует поставке на жилищный учет для получения жилого помещения по избранному постоянному месту жительства.
В апелляционной жалобе заявитель Красновицкая М.М. просит отменить решение гарнизонного военного суда в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что она в соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и постановлением Правительства РФ от 6.09.1998 года N 1054 вправе претендовать на жилое помещение по избранному постоянному месту жительства, так как земельный участок получен ею лишь в аренду, а не в собственность, жилищное строительство на нем не начато, а целевая безвозмездная финансовая помощь от государства для этих целей не выделена.
По ее утверждению занимаемая по договору социального найма квартира подлежит сдаче федеральному органу исполнительной власти, в котором она проходит военную службу, при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено пунктом 1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", жилые помещения на общих основаниях в период военной службы предоставляются только военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, по истечении первых пяти лет военной службы.
Другие военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
В соответствии с названной нормой закона право на получение жилых помещений на общих основаниях, в том числе по избранному постоянному месту жительства, возникает у военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а также при увольнении с военной службы по ряду льготных оснований.
Согласно выписке из личного дела (л.д.42) и объяснений заявителя Красновицкой она в период с 1985 года по 1996 год проходила военную службу в Министерстве обороны РФ, а в марте 2002 года поступила на военную службу по контракту в пограничные войска ФСБ России, проходит ее в Службе в г.Выборге Пограничного управления ФСБ России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, заключив контракт с указанным военным ведомством 13 марта 2002 года. В настоящее время общая продолжительность ее военной службы составляет более 20 лет.
Следовательно, Красновицкая относится к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, в связи с чем на нее распространяются Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512 (далее - Правила), изданные в развитие пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Названные Правила не содержат норм, напрямую регулирующих основания и порядок постановки военнослужащих на жилищный учет, отсылая по данному вопросу к Жилищному кодексу РФ.
В частности, пунктом 1 Правил установлено, что признание таких военослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, а согласно подпункту "а" пункта 14 Правил военнослужащие состоят на учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ оснований для снятия с учета.
Следовательно, предоставление военнослужащим всех документов, предусмотренных пунктом 3 Правил, не является безусловным основанием для признания их нуждающимися в жилом помещении.
В случае, если военнослужащим представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по изложенным в ЖК РФ основаниям, жилищным органом в силу пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ должно быть принято решение об отказе в принятии такого военнослужащего на жилищный учет, что и было сделано оспариваемым решением жилищной комиссией Службы от 26 октября 2011 года (л.д.7).
Гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о законности данного решения, поскольку из материалов дела усматривается, что в 2009 году Красновицкая от Муниципального образования "Глебычевское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области на условиях аренды сроком на 49 лет получила земельный участок площадью 1000 кв.метров под строительство индивидуального жилого дома (л.д.19, 52), что, в свою очередь, согласно пункту 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ является основанием для снятия с жилищного учета.
При таких обстоятельствах, основанное на пункте 2 части 1 статьи 54, пункте 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ и пункте 14 Правил решение гарнизонного военного суда об отсутствии оснований для постановки Красновицкой на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства в г.Санкт-Петербурге из-за наличия оснований для ее снятия с такого учета является правильным.
Более того, получение Красновицкой земельного участка в аренду на длительный срок под строительство жилого дома в пределах трехлетнего срока до достижения ею в 2011 году предельного возраста пребывания на военной службе и перед предстоящим увольнением (л.д.14, 44-47), причем на территории Глебычевского сельского поселения, где находится занимаемая ее семьей квартира, в определенной степени свидетельствует об избрании заявителем именно данной местности в качестве постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
Судом первой инстанции обоснованно отвергнуты ссылки заявителя на временный характер аренды ею земельного участка, поскольку статьей 30.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено предоставление гражданам земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, как в собственность, так и в аренду.
Высказанное заявителем в апелляционной жалобе мнение о том, что препятствием для ее постановки на жилищный учет могло являться лишь выделение государством безвозмездной финансовой помощи для строительства жилья является необоснованным.
Действительно, существовавшими до 1 января 2005 года правилами, установленными ст.22 Закона РФ от 24.12.1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политике" и ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривалось право граждан (военнослужащих) приобретать земельные участки для жилищного строительства независимо от наличия другого жилого помещения и получать безвозмездную финансовую помощь для покупки (строительства) жилого дома.
Причем, снятие с жилищного учета военнослужащих-граждан в случае предоставления им земельного участка для строительства жилого дома действовавшим до 1 марта 2005 года Жилищным кодексом РСФСР не предусматривалось.
Именно поэтому в подпункте "г" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, на который ссылается автор жалобы, содержалась норма о том, что не признавались нуждающимися в жилье только такие военнослужащие, которые осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты из федерального бюджета.
Однако, в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" данные ограничения распространяются лишь на тех военнослужащих, которые встали на жилищный учет до 1 марта 2005 года, а после 1 марта 2005 года, указанные Правила могут применяться только в части, не противоречащей ЖК РФ.
Поскольку Красновицкая поставила вопрос о признании нуждающейся в жилье только в 2011 году, когда статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" безвозмездная финансовая помощь на строительство жилого дома уже предусмотрена не была, а Жилищным кодексом РФ с 1 марта 2005 года установлены новые правила и основания постановки на жилищный учет, на нее в полной мере распространяются нормы ЖК РФ, и она не вправе требовать предоставления гарантий, установленных для лиц, вставших на жилищный учет до введения его в действие.
Следовательно, подпункт "г" пункта 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, устанавливающий правило, основанное на действовавшем до 1 января и 1 марта 2005 года законодательстве, к спорным правоотношениям применен быть не может.
Иными словами, названная норма применима только к жилищным правам военнослужащих, вставших на жилищный учет до 1 марта 2005 года, а в отношении заявителя действует пункт 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, правоверно примененный судом первой инстанции.
Следовательно, приведенные доводы апелляционной жалобы, не могут поставить под сомнение принятое гарнизонным военным судом законное и обоснованное решение.
Иные доводы Красновицкой значимыми не являются и основаниями для отмены по существу правильного судебного решения быть не могут.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Выборгского гарнизонного военного суда от 8 февраля 2012 года по гражданскому делу по заявлению прапорщика Красновицкой Марии Михайловны оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.