Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 17 мая 2012 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Позднякова С.И.,
СУДЕЙ: Кунцевича Ю.М.,
Объектова Е.Л.,
при секретаре Навлевой Е.О.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Псковского гарнизонного военного суда от 17 февраля 2012 года по заявлению старшего прапорщика Сабельникова Петра Ивановича об оспаривании решения Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - ЗРУЖО), связанного с отказом в постановке заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Объектова Е.Л., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Сабельников обратился в военный суд с заявлением, в котором просил:
- признать решение ЗРУЖО от 14 декабря 2011 года N 02-23/0172, связанное с отказом в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, незаконным;
- обязать ЗРУЖО принять его на соответствующий учет.
Решением Псковского гарнизонного военного суда от 17 февраля 2012 года Сабельникову отказано в удовлетворении поданного им заявления.
Суд первой инстанции установил, что заявителю в 2001 году на состав семьи из 4-х человек от Министерства обороны РФ была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: г. Псков, ул. Юбилейная, д. 93а, кв. 45, общей площадью 68,1 кв.м. В 2003 году брак между заявителем и его супругой был расторгнут, а в 2010 году указанное жилое помещение было приватизировано бывшей супругой заявителя и двумя его детьми (по 1/3 доли на каждого).
Учитывая приведенные обстоятельства, гарнизонный военный суд пришел к выводу о том, что Сабельников лишен возможности сдать ранее полученное жилое помещение в военное ведомство, в связи с чем он не может быть повторно обеспечен жильем от Министерства обороны РФ.
В апелляционной жалобе Сабельников просит об отмене указанного судебного постановления.
Автор апелляционной жалобы указывает, что с апреля 2003 года он в указанной квартире не проживал и в ее содержании не участвовал. Понятие "намеренное ухудшение жилищных условий" не существовало на момент оставления им бывшей семье полученного от военного ведомства жилого помещения. Не действовал на тот момент и приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280.
Статья 54 ЖК РФ допускает отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если не истек пятилетний срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ. При этом с просьбой о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он обратился спустя 7 лет после расторжения брака.
По мнению Сабельникова, все документы, необходимые для принятия его на соответствующий учет, были представлены в ЗРУЖО. При этом каких-либо прав и интересов других военнослужащих им нарушено не было.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд не находит оснований к ее удовлетворению.
При рассмотрении настоящего дела судом верно установлены обстоятельства, подлежащие доказыванию, выводы суда соответствуют исследованным в судебном заседании доказательствам, которым в решении дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, судом не допущено.
Основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, механизм реализации ими права на жилище, источники и формы обеспечения их жильём, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, установлены законодателем в Федеральном законе "О статусе военнослужащих".
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Верно проанализировав положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что реализация права на жильё военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путём предоставления за счёт Министерства обороны РФ жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильём по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя определённой в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Минобороны России обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за всё время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать полученное ранее от того же ведомства жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильём для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Суд первой инстанции достоверно установил, что Сабельникову в 2001 году на состав семьи из 4-х человек от Министерства обороны РФ была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: г. Псков, ул. Юбилейная, д. 93а, кв. 45, общей площадью 68,1 кв.м. В 2010 году указанное жилое помещение было приватизировано бывшей супругой заявителя и двумя его детьми (по 1/3 доли на каждого).
Следовательно, в отношении Сабельникова были выполнены гарантии предоставления жилья для постоянного проживания, предусмотренные статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а гарнизонный военный суд правильно расценил указанные действия заявителя, как приведшие к утрате возможности сдать полученное ранее от Министерства обороны РФ жилое помещение уполномоченному органу.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что Сабельников не вправе требовать от военного ведомства повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма, является верным.
Действительно, при обращении в ЗРУЖО с просьбой о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях Сабельниковым были представлены документы согласно перечня, содержащегося в п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из представленных же Сабельниковым документов такого права не усматривается, о чем обоснованно указано в спорном решении ЗРУЖО.
В связи с этим довод Сабельникова о предоставлении им в ЗРУЖО всех необходимых документов для принятия его на соответствующий учет является несостоятельным.
Не может влиять на обоснованность оспариваемого решения и ссылка заявителя на истечение предусмотренного ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока (с момента оставления им бывшей семье полученного от военного ведомства жилого помещения), поскольку из анализа положений ст. 15, 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Более того, данная норма (ст. 53 ЖК РФ) не являлась основанием для отказа в постановке Сабельникова на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Нарушений норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено. Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, направлены на иное толкование закона, что не может служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Не усматривая оснований к отмене либо изменению судебного постановления по изложенным в апелляционной жалобе доводам и руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Псковского гарнизонного военного суда от 17 февраля 2012 года по заявлению Сабельникова Петра Ивановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.