Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 14 июня 2012 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего: САВЕЛЬЕВА И. Г.
судей: ЛАЗАРЕВА Е. В.
КУНЦЕВИЧА Ю.М.
при секретаре Навлевой Е. О. рассмотрел в судебном заседании от 14 июня 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя должностного лица на решение 224 гарнизонного военного суда от 4 апреля 2012 года по заявлению подполковника Назарова Андрея Евгеньевича об оспаривании действий начальника Службы в г. Сосновом Бору Пограничного управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, связанных с установлением ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы.
Заслушав доклад судьи Савельева И.Г., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
В заявлении в суд Назаров просил признать незаконным приказ начальника Службы от 10 января 2012 года N 3-лс в части установления ему ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 50% оклада по воинской должности и обязать должностное лицо установить эту надбавку в размере не менее 90 % оклада с 1 января 2012 года по день окончания срока нахождения его в распоряжении.
Суд удовлетворил заявление частично: признал приказ начальника Службы в оспариваемой части незаконным и обязал его установить Назарову ежемесячную надбавку в размере не менее 90 % оклада по воинской должности на 2012 год.
В апелляционной жалобе представитель начальника Службы просит отменить решение вследствие неправильного определения судом обстоятельств дела и нарушения норм материального права. В обоснование жалобы отмечается, что оспариваемый приказ соответствует требованиям п.4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", постановлению Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47 и приказу ФСБ России от 20 февраля 2008 года N 60 "Об утверждении Порядка обеспечения военнослужащих органов федеральной службы безопасности отдельными месячными и иными дополнительными выплатами денежного довольствия". Рапорт в подтверждение фактических расходов по проезду общественным транспортом и уплате налогов заявитель командованию не подавал. Суд не учел п.1 приказа ФСБ России от 25 июня 2005 года N 367 "Об утверждении порядка выплаты денежного довольствия военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника)", согласно которому размер надбавки составляет 50 % оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением военнослужащего в распоряжение. Верховный Суд РФ признал данную норму не противоречащей действующему законодательству.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд полагает оставить решение без изменения, поскольку суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме исследовал представленные сторонами доказательства и дал им надлежащую правовую оценку.
Вопреки утверждению представителя должностного лица, выводы суда соответствуют нормам материального права.
Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ) размер надбавки был установлен в размере до 70 % оклада по воинской должности.
Из содержания ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что целью увеличения размера надбавки явилась компенсация военнослужащим утраченных льгот и гарантий, предоставляемых ранее в натуральной форме.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, их совокупный объем финансирования не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Из этого следует, что законодатель, отменяя для всех категорий военнослужащих льготы в натуральной форме, предусмотрел их компенсацию в виде выплаты указанной надбавки, установив необходимость сохранения ранее существовавшего уровня выплаты ее военнослужащим.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием установлены отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Однако в отношении военнослужащих ФСБ положения ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" с 1 января по 31 декабря 2012 года применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так как согласно п. 4 ст. 12 данного закона в 2012 году в отношении военнослужащих ФСБ, должностные оклады которых установлены иными федеральными законами, положения статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" применяются без учета изменений, внесенных данным Федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в отношении военнослужащих ФСБ положения данного закона об изменении порядка формирования их денежного довольствия применяются с 1 января 2013 года.
Таким образом, в отношении военнослужащих ФСБ до 1 января 2013 года сохранен прежний порядок формирования денежного довольствия.
Постановление Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47 "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", отмененное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60, действует в отношении военнослужащих федеральной службы безопасности до 1 января 2013 года.
В п. 24 "Порядка обеспечения военнослужащих органов федеральной службы безопасности отдельными месячными и иными дополнительными выплатами денежного довольствия", утвержденного приказом ФСБ России от 20 февраля 2008 года N 60, указаны конкретные максимальные величины размера надбавки для военнослужащих, проходящих военную службу в Ленинградской области. В частности, для старших офицеров, к числу которых относится заявитель, она предусмотрена в размере до 160 % от оклада по воинской должности.
Действительно, в соответствии с п.п. "г" п. 1 "Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих органов федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника)", утвержденного приказом ФСБ РФ от 25 июня 2005 года N 367 (с изменениями и дополнениями), для военнослужащих, состоящих в распоряжении, размер надбавки установлен в размере 50% от оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение.
Вместе с тем, данный приказ устанавливает лишь общий (базовый) размер надбавки военнослужащим, находящимся в распоряжении, независимо от местности, в которой они проходят военную службу.
В связи с этим надбавка военнослужащим, находящимся в распоряжении командиров (начальников) и проходящим военную службу в Ленинградской области и ряде других регионов, должна устанавливаться в повышенном размере согласно п. 24 названного Порядка. В отношении заявителя ее размер не должен составлять менее 90 % от оклада по воинской должности.
Так как размер надбавки оспариваемым приказом установлен заявителю в меньшем размере, чем это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47, вывод суда о его незаконности является правильным.
Указание в жалобе на отсутствие рапорта военнослужащего не имеет значения для дела, так как его подача не предусмотрена нормативными правовыми актами ФСБ России в качестве обязательного условия для установления военнослужащему надбавки в повышенном размере.
Не усматривая оснований к отмене либо изменению судебного постановления по изложенным в апелляционной жалобе доводам и руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение 224 гарнизонного военного суда от 4 апреля 2012 года по заявлению подполковника Назарова Андрея Евгеньевича об оспаривании действий начальника Службы в г. Сосновом Бору Пограничного управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, связанных с установлением ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.