Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 04 июня 2012 г.
(Извлечение)
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Савельева И.Г.,
судей: Кунцевича Ю.М.,
Царькова В.Н.
при секретаре Навлевой Е.О., с участием: представителя заявителя - Шушлина А.В., представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ) Пузикова В.В., представителя командира войсковой части 6716 Лучко И.А. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе указанного представителя МВД РФ на решение Выборгского гарнизонного военного суда от 11 марта 2012 года по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 6716 старшего прапорщика запаса Серебренникова Бориса Владимировича об оспаривании бездействия МВД РФ, связанного с не обеспечением заявителя жилым помещением, действий командира и жилищной комиссии войсковой части 6716, связанных с отказом в постановке заявителя на учет нуждающихся в получении жилого помещения в избранном месте жительства.
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н., объяснения представителя МВД РФ в обоснование доводов жалобы, объяснения представителя командира войсковой части 6716, поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя заявителя, возражавшего против доводов жалобы, окружной военный суд,-
УСТАНОВИЛ:
Как следует из решения суда и материалов дела, приказом Командующего войсками Северо-Западного регионального командования внутренних войск МВД России N 103 от 31 августа 2010 года Серебренников был уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья - в связи с признанием военнослужащего ограниченно годным к военной службе - п.п. "б" п. 3 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
1 сентября 2010 года Серебренников обратился с рапортом на имя командира войсковой части 6716 с просьбой о признании его нуждающимся в получении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месту жительства в г. Санкт - Петербурге.
Приказом командира войсковой части 6716 от 10 сентября 2010 года N 114 Серебренников исключен из списков личного состава воинской части.
Решением жилищной комиссии войсковой части 6716 от 23 октября 2010 года (протокол N 49) Серебренников был признан нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания по избранному постоянному месту жительства в г. Санкт - Петербурге.
Однако, решением жилищной комиссии войсковой части 6716 от 3 сентября 2011 года (протокол N 72) Серебренникову было отказано в признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства в г. Санкт - Петербурге.
Начальник управления расквартирования и строительства тыла ГК ВВ МВД России - заместителя начальника тыла в письмах от 17 ноября 2011 года и 23 декабря 2011 года Серебренникову разъяснил, что жилые помещения будут предоставлены ему при их поступлении в войсковую часть 6717.
Также Серебренникову предлагалось реализовать свое право на получение жилья путем получения государственного жилищного сертификата.
Полагая свои права нарушенными, Серебренников обратился в суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным бездействие МВД РФ, связанное с длительным не обеспечением его и членов его семьи пригодным для постоянного проживания жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства в г. Санкт - Петербурге;
- обязать МВД РФ обеспечить его и членов его семьи жильем по избранному после увольнения месту жительства в г.Санкт - Петербурге за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья;
- признать незаконными действия командира и жилищной комиссии в/части 6716, связанные с отказом в признании его нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания по избранному им после увольнения месту жительства в г. Санкт - Петербурге;
- обязать командира и жилищную комиссию войсковой части 6716 отменить решение жилищной комиссии войсковой части от 3 сентября 2011 года (протокол N 72) об отказе в признании его нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания по избранному им после увольнения месту жительства в г. Санкт - Петербурге;
- обязать командира и жилищную комиссию войсковой части 6716 восстановить его в списках нуждающихся в получении жилых помещений для постоянного проживания в Санкт-Петербурге с предоставлением соответствующего решения в вышестоящую жилищную комиссию.
Гарнизонный военный суд заявление Серебренникова удовлетворил частично.
Суд признал незаконным бездействие Министерства внутренних дел Российской Федерации, связанное с длительным не обеспечением заявителя и членов его семьи жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, в избранном им после увольнения месту жительства в Санкт-Петербурге и обязал указанный орган исполнительной власти обеспечить Серебренникова и членов его семьи жилым помещением в избранном после увольнения месту жительства в г. Санкт - Петербурге за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья.
Суд признал незаконным решение командира и жилищной комиссии в/части 6716, указанное в протоколе N 72 от 3 сентября 2011 года об отказе в признании Серебренникова нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания по избранному им после увольнения месту жительства в г. Санкт - Петербурге, и обязал командира и жилищную комиссию в/части 6716 рассмотреть вопрос об отмене решения от 3 сентября 2011 года (протокол N 72) в части отказа в признании Серебренникова нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания по избранному им после увольнения месту жительства в г. Санкт - Петербурге.
В возложении на командира и жилищную комиссию войсковой части 6716 обязанности по восстановлению Серебренникова в списках нуждающихся в получении жилых помещений для постоянного проживания в г. Санкт - Петербурге с предоставлением соответствующего решения относительно заявителя в вышестоящую жилищную комиссию, суд заявителю отказал.
В апелляционной жалобе представитель Министра внутренних дел РФ просит решение гарнизонного военного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы он, со ссылкой на ст. 1 ГК РФ указывает, что МВД РФ не отказывало заявителю в получении жилого помещения и не нарушало его прав, предложив лишь решить жилищную проблему иным способом.
Утверждает, что письма за подписью начальника управления расквартирования и строительства тыла ГК ВВ МВД России - заместителя начальника тыла от 17 ноября 2011 года и 23 декабря 2011 года не свидетельствуют об отказе в реализации жилищных прав заявителя и носят рекомендательный характер.
Со ссылкой на положения пункта 43 "Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России" - Приложение к Приказу МВД России от 12 февраля 2010 года N 75 (далее - Инструкция) утверждает, что бездействие МВД РФ является правомерным, поскольку обеспечиваться жилым помещением заявитель должен жилищной комиссией воинской части после его поступления в воинскую часть для распределения между военнослужащими в порядке очередности.
Порядок реализации права военнослужащих на получение жилого помещения в избранном месте жительства до настоящего времени Правительством РФ не разработан, а потому суду следовало установить обстоятельства реализации права заявителя на жилье.
Со ссылкой на п. 5 "Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 927 полагает, что бездействие его структурного подразделения не свидетельствует о бездействии самого органа исполнительной власти.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд находит решение суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, и применением к спорным правоотношениям действующего законодательства.
Вопреки доводам жалобы, положения ст. 1 ГК РФ к правоотношениям, связанным с осуществлением военнослужащими своих жилищных прав, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и ЖК РФ, не применимы.
Ссылка автора жалобы на "Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации" (далее - Положение) является несостоятельной.
Как указано в п. 1 Положения (в редакции от 1 марта 2011 года), Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.п. 5 п. 3 Положения, к одной из основных задач МВД России относится обеспечение социальной и правовой защиты военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", обеспечение жильем военнослужащих граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Действительно, в соответствии с пунктом 3 "Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России" - Приложение к приказу МВД России от 12 февраля 2010 года N 75 (далее - Инструкция), вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих внутренних войск МВД России жилыми помещениями, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации и организуются в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
Вместе с тем, с принятием Федерального закона N 122 - ФЗ, в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", в том числе в статью 15 этого закона внесены изменения, на основании которых с 1 января 2005 года обязанность по обеспечению жильём военнослужащих в избранном после увольнения месте жительства возлагается на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Согласно п.п. 63 п. 12. Положения, МВД России осуществляет функции главного распорядителя бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач.
Таким образом, обязанность по реализации права на получение жилого помещения в избранном месте жительства возложена на соответствующий орган исполнительной власти, которым для Серебренникова является МВД России.
При таких данных суд первой инстанции правомерно возложил на указанный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по обеспечению заявителя жилым помещением по избранному месту жительства в городе Санкт - Петербурге.
Действительно, порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями в избранном ими месте постоянного жительства после увольнения с военной службы, до настоящего времени не разработан.
Однако это обстоятельство не может являться препятствием для реализации заявителем своих прав, которые установлены законом.
Как указано в п.п. 64 п. 12 Положения, МВД РФ разрабатывает и реализует меры по обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск.
Органом исполнительной власти и его представителем суду не представлено каких - либо данных о реализации права заявителя на получение жилого помещения в избранном месте жительства.
Из писем начальника управления расквартирования и строительства тыла ГК ВВ МВД России - заместителя начальника тыла от 17 ноября 2011 года и 23 декабря 2011 года не следует, что МВД РФ приняты надлежащие меры по обеспечению заявителя жилым помещением в избранном им месте жительства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327 - 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Выборгского гарнизонного военного суда от 11 марта 2012 года по заявлению Серебренникова Бориса Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министра внутренних дел Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.