Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 16 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Ленинградский окружной военный суд в составе:
Председательствующего: Гогина А.В.,
судей: Кунцевича Ю.М.,
Кислова Д.Н.,
при секретаре Сидорчук Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника Cлужбы в г. Выборге Пограничного управления ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Служба) Галиуллина А.М. на решение Выборгского гарнизонного военного суда от 16 февраля 2012 года по заявлению военнослужащего Службы старшего прапорщика Кутько Александра Ивановича об оспаривании действий начальника Службы, связанных с установлением заявителю ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 50% от должностного оклада.
Заслушав доклад судьи Кунцевича Ю.М., окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом начальника Службы от 01 января 2012 года N 01-лс Кутько А.Н., находящемуся в распоряжении указанного должностного лица в связи с проведением организационно - штатных мероприятий, была установлена и выплачена за январь 2012 года ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 50% от должностного оклада.
Считая свои права нарушенными, заявитель обратился в военный суд с заявлением, в котором просил обязать начальника Службы установить ему ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим военной службы с 01 января 2012 года в размере 130 % от должностного оклада, обязав указанное должностное лицо выплатить ее в данном размере за январь 2012 года.
Гарнизонный военный суд заявление Кутько А.И. удовлетворил полностью.
В апелляционной жалобе представитель начальника Службы Галиуллин А.М. просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Так, он указывает, что поскольку начальник Службы исполнял приказ ФСБ России от 25 июня 2005 года N 367, в соответствии с которым выплата военнослужащим, находящимся в распоряжении, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы установлена в размере 50 % от должностного оклада, то суд разрешил вопрос о правах и обязанностях Директора ФСБ России, не привлеченного к участию в деле.
По его мнению, неверно суд истолковал и положения постановления Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47, которым право установления надбавки, включая определение ее конкретного размера, делегировано руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Он также приводит, что пункт 24 Приказа ФСБ России от 20 февраля 2008 года N 60 устанавливает выплату ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу на территории Ленинградской области, в повышенном размере.
Вместе с тем, приказ ФСБ России от 25 июня 2005 года N 367, устанавливающий указанную надбавку военнослужащим, зачисленным в распоряжении, в размере 50% от должностного оклада, издан в согласовании с указанными нормативными актами и прошел государственную регистрацию.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд не находит оснований к ее удовлетворению.
При рассмотрении настоящего дела судом были правильно установлены обстоятельства, подлежащие доказыванию. Выводы суда основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым в решении дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, судом не допущено.
Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ) размер надбавки был установлен в размере до 70 процентов оклада по воинской должности.
На основании статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" целью увеличения размера ежемесячной надбавки явилась компенсация утраченных льгот и гарантий, ранее предоставляемых военнослужащим в натуральной форме.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, их совокупный объем финансирования не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Из этого следует, что законодатель, отменяя для всех категорий военнослужащих льготы в натуральной форме, предусмотрел их компенсацию в виде выплаты надбавки, установив необходимость сохранения ранее существовавшего уровня выплаты ее военнослужащим.
Согласно ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Однако в отношении военнослужащих ФСБ положения ст.13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" с 01 января по 31 декабря 2012 года применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так как согласно п. 4 ст. 12 данного закона в 2012 году в отношении военнослужащих ФСБ, должностные оклады которых установлены иными федеральными законами, положения статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" применяются без учета изменений, внесенных данным Федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в отношении военнослужащих ФСБ положения данного закона об изменении порядка формирования их денежного довольствия применяются с 01 января 2013 года.
Таким образом, в отношении военнослужащих ФСБ до 01 января 2013 года сохранен прежний порядок формирования денежного довольствия.
Постановление Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47 "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", отмененное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60, действует в отношении военнослужащих федеральной службы безопасности до 01 января 2013 года.
В п. 24 "Порядка обеспечения военнослужащих органов федеральной службы безопасности отдельными месячными и иными дополнительными выплатами денежного довольствия", утвержденного приказом ФСБ России от 20 февраля 2008 года N 60, указаны конкретные максимальные величины размера надбавки, в том числе и для военнослужащих, проходящих службу в Ленинградской области, в звании "старший прапорщик". В частности, как правильно указано в судебном постановлении, размер указанной надбавки должен быть установлен заявителю не менее 130 % от его оклада по последней воинской должности.
Действительно, п.п. "г" п. 1 "Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих органов федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника)", утвержденного приказом ФСБ РФ от 25 июня 2005 года N 367 (с изменениями и дополнениями), для военнослужащих, состоящих в распоряжении, размер этой надбавки установлен в размере 50% от оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение.
Данный приказ устанавливает лишь общий, базовый размер выплаты ежемесячной надбавки военнослужащим, находящимся в распоряжении.
Поэтому, согласно п. 24 "Порядка обеспечения военнослужащих органов федеральной службы безопасности отдельными месячными и иными дополнительными выплатами денежного довольствия", утвержденного приказом ФСБ России от 20 февраля 2008 года N 60, при установлении надбавки находящимся в распоряжении командиров (начальников) военнослужащим, проходящим военную службу в Ленинградской области и ряде других регионов, ее размер производится в повышенном размере.
Так как заявителю размер ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы оспариваемым приказом установлен в меньшем размере, вывод суда о его незаконности является правильным.
Что же касается довода жалобы относительно необходимости участия в деле в качестве стороны Директора ФСБ России, то он является не состоятельным, поскольку разрешенное судом правоотношение не предусматривает участие в нем данного должностного лица.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327 - 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Выборгского гарнизонного военного суда от 16 февраля 2012 года по заявлению старшего прапорщика Кутько Александра Ивановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.