Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 21 июня 2012 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего: САВЕЛЬЕВА И. Г.
судей: ЛАЗАРЕВА Е. В.
ОБЪЕКТОВА Е.Л.
при секретаре Навлевой Е. О. рассмотрел в судебном заседании от 21 июня 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя должностного лица на решение Выборгского гарнизонного военного суда от 28 марта 2012 года по заявлению прапорщика Евдокимова Николая Михайловича об оспаривании действий начальника Службы в г. Выборге Пограничного управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, связанных с установлением ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы.
Заслушав доклад судьи Савельева И.Г., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
В заявлении в суд Евдокимов просил: обязать начальника Службы в г. Выборге издать приказ о выплате ему надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 130 % оклада по воинской должности и выплатить ему надбавку в указанном размере за период с января по март 2012 года в сумме 12376 руб. 80 коп.
Суд удовлетворил заявление полностью: признал оспариваемые действия незаконными; обязал начальника Службы в г. Выборге внести изменения в приказ от 1 января 2012 года N 01-лс, установив Евдокимову надбавку в размере не менее 130 % оклада по воинской должности; постановил взыскать со Службы в г. Выборге в пользу заявителя недоплаченную часть надбавки за январь- март 2012 года в размере 12376 руб. 80 коп.
В апелляционной жалобе представитель начальника Службы просит отменить решение, поскольку суд разрешил вопрос о правах и обязанностях директора ФСБ России, не привлеченного к участию в деле, который в приказе от 25 июня 2005 года N 367 установил, что надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим, находящимся в распоряжении, выплачивается в размере 50 % оклада по воинской должности. По его мнению, суд неправильно истолковал постановление Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47, приказы директора ФСБ России от 20 февраля 2008 года N 60 и от 25 июля 2005 года N 367, в результате чего пришел к ошибочному выводу о возможности выплаты заявителю надбавки в размере более 50% оклада по воинской должности. Суд не учел, что нормативное закрепление данного размера является следствием ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2005 года N 122-ФЗ, внесшим изменения в Федеральный закон "О статусе военнослужащих". В заключение автор жалобы полагает, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Рассмотрев материалы дела и, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд полагает оставить решение без изменения, поскольку суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме исследовал представленные сторонами доказательства и дал им надлежащую правовую оценку.
Вопреки утверждению представителя должностного лица, выводы суда соответствуют нормам материального права.
Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ) размер надбавки был установлен в размере до 70 % оклада по воинской должности.
Из содержания ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что целью увеличения размера надбавки до 120 % оклада по воинской должности явилась компенсация военнослужащим утраченных льгот и гарантий, предоставляемых ранее в натуральной форме.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, их совокупный объем финансирования не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Из этого следует, что законодатель, отменяя для всех категорий военнослужащих льготы в натуральной форме, предусмотрел их компенсацию в виде выплаты указанной надбавки, установив необходимость сохранения ранее существовавшего уровня выплаты ее военнослужащим.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием установлены отдельные выплаты с учетом выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения военной службы.
Однако в отношении военнослужащих ФСБ положения ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" с 1 января по 31 декабря 2012 года применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так как согласно п. 4 ст. 12 данного закона в 2012 году в отношении военнослужащих ФСБ, должностные оклады которых установлены иными федеральными законами, положения статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" применяются без учета изменений, внесенных данным Федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в отношении военнослужащих ФСБ положения данного закона об изменении порядка формирования их денежного довольствия применяются с 1 января 2013 года.
Таким образом, в отношении военнослужащих ФСБ до 1 января 2013 года сохранен прежний порядок формирования денежного довольствия.
Постановление Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47 "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", отмененное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60, действует в отношении военнослужащих федеральной службы безопасности до 1 января 2013 года.
В п. 24 "Порядка обеспечения военнослужащих органов федеральной службы безопасности отдельными месячными и иными дополнительными выплатами денежного довольствия", утвержденного приказом ФСБ России от 20 февраля 2008 года N 60, указаны конкретные максимальные величины размера надбавки для военнослужащих, проходящих военную службу в Ленинградской области. В частности, для прапорщиков, к числу которых относится заявитель, она предусмотрена в размере до 200 % от оклада по воинской должности.
Действительно, в соответствии с п.п. "г" п. 1 "Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих органов федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника)", утвержденного приказом ФСБ РФ от 25 июня 2005 года N 367 (с изменениями и дополнениями), для военнослужащих, состоящих в распоряжении, размер надбавки установлен в размере 50% от оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение.
Вместе с тем, данный приказ устанавливает лишь общий (базовый) размер надбавки военнослужащим, находящимся в распоряжении, независимо от местности, в которой они проходят военную службу.
В связи с этим надбавка военнослужащим, находящимся в распоряжении командиров (начальников) и проходящим военную службу в Ленинградской области и ряде других регионов, должна устанавливаться в повышенном размере согласно п. 24 названного Порядка. В отношении заявителя ее размер должен составлять не менее 130 % от оклада по воинской должности.
Так как размер надбавки установлен заявителю в меньшем размере, чем это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47, вывод суда о незаконности действий начальника Службы является правильным.
Вопрос о правах и обязанностях директора ФСБ России судом не разрешался. Никакой необходимости привлекать это должностное лицо к участию в деле не имелось, так как он не устанавливал заявителю размер надбавки, а последний не оспаривал его приказы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом допущено не было, в апелляционной жалобе они не приведены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Выборгского гарнизонного военного суда от 28 марта 2012 года по заявлению прапорщика Евдокимова Николая Михайловича об оспаривании действий начальника Службы в г. Выборге Пограничного управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, связанных с установлением ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.