Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 16 июля 2012 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего: Гогина А.В.,
судей: Объектова Е.Л.,
Кислова Д.Н.,
при секретаре Рогачевой А.В.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Западного регионального управления жилищного обеспечения МО РФ (ЗРУЖО) Егошиной А.В. на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2012 года по заявлению старшего прапорщика запаса Лизенко Павла Леонтьевича об оспаривании решения заместителя начальника ЗРУЖО об отказе в предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кислова Д.Н., возражения на жалобу Лизенко П.Л. и его представителя адвоката Ломкова А.В., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Лизенко обратился в военный суд с заявлением, в котором просил: признать незаконным отказ заместителя начальника ЗРУЖО, оформленный решением от 29 февраля 2012 года N 03-31/153, предоставить ему на состав семьи из 3 человек квартиру общей площадью 54,2 кв.м. по адресу: г. Санкт-Петербург, п. Парголово, Осиновая Роща, Приозерское шоссе, д.18, к.10, кв.73; обязать ЗРУЖО повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему указанного жилья с учетом права на компенсацию расходов федерального бюджета, связанных с предоставлением жилого помещения, превышающего норму предоставления.
Решением гарнизонного военного суда заявление признано обоснованным.
Суд пришел к выводу, что Лизенко своевременно дал согласие на получение жилья с превышением нормы его предоставления с оплатой превышения за свой счет, однако ЗРУЖО без законных оснований такую просьбу заявителя не учитывало.
В апелляционной жалобе представитель ЗРУЖО выражает несогласие с решением суда, просит отменить его и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Он указывает, что, исходя из предписаний ст.15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", превышение площади предоставления жилого помещения Лизенко и членам его семьи, с учетом имеющейся собственности, составляет 9,36 кв.м. (18*3+9-18,16=44,84).
Что касается заявления Лизенко о согласии компенсировать затраты федерального бюджета за превышение площади предоставления жилого помещения, то оно на законность оспариваемого решения ЗРУЖО не влияет.
По мнению автора жалобы, положения приказа Министра обороны РФ от 22 августа 2011 года N 1450 и утвержденного им "Порядка взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленные статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счет собственных средств затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения" право принятия решения о возможности компенсации таких затрат предоставляет государственному органу, который после согласия военнослужащего оформляет данные правоотношения документально в соответствии с действующим законодательством.
Извещение Лизенко от 28 октября 2012 года о распределении жилого помещения сведений о доплате за 9,36 кв.м. превышения не содержало. При этом, согласно п.7 Порядка ЗРУЖО не является уполномоченным органом по рассмотрению вопроса о компенсации военнослужащими указанных затрат, а имеет возможность лишь отразить соответствующее волеизъявление в едином реестре военнослужащих.
В случае принятия уполномоченным органом решения о возможности компенсации затрат федерального бюджета, ему может быть предоставлено жилье с превышением нормы общей площади жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения заявителя и его представителя, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
По делу установлено, что приказом командующего войсками 1 командования ВВС и ПВО от 19 декабря 2011 года N 24-пм Лизенко досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Срок его военной службы составляет более 19 лет.
Приказом Министра обороны РФ от 9 февраля 2012 года N 118 он исключен из списков личного состава войсковой части 12633 с 10 февраля 2012 года.
В период службы решением жилищной комиссии войсковой части 55751 Лизенко с 1998 года был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением на весь состав его семьи, а у его сына имеется в собственности 107/363 доли в квартире 19 дома 25 по набережной реки Карповки в Санкт-Петербурге, что составляет 18, 16 кв.м. общей площади этого жилого помещения.
18 октября 2011 года Лизенко обращался в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее - ДЖО) с просьбой предоставить жилье с превышением нормы, установленной в ст.15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с компенсацией затрат федерального бюджета за свой счет.
Извещением о распределении жилого помещения N 61935 от 28 октября 2011 года заместитель руководителя ДЖО уведомил Лизенко, что ему на состав семьи в количестве 3 человек (он, жена, сын), с учетом имеющихся в собственности 10,7 кв.м. жилья, распределена квартира общей площадью 54,2 кв.м. по адресу: г. Санкт-Петербург, п. Парголово, Осиновая Роща, Приозерское шоссе, д.18, к.10, кв.73.
В том же извещении Лизенко предложено компенсировать затраты федерального бюджета за превышение общей площади жилого помещения на 1,9 кв.м. из собственных средств суммой в 84170 рублей.
Однако, решением заместителя начальника ЗРУЖО от 29 февраля 2012 года N 03-31/153 в предоставлении указанной квартиры Лизенко отказано по мотиву превышения размера распределенного жилья на 9,36 кв.м. по сравнению с нормой.
Давая оценку оспариваемому отказу ЗРУЖО в предоставлении жилья, суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с п.14 Инструкции - приложения N 1 к приказу Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, жилые помещения предоставляются по нормам, установленным статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Согласно п.п.1 и 3 ст.15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в п. 1 настоящей статьи. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности.
Размер предоставляемой общей площади жилого помещения по договору социального найма, по смыслу п.7 ст.57 ЖК РФ, подлежит уменьшению на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.
Таким образом, как верно определил суд, заявителю на состав семьи могло быть предоставлено жилое помещение, с учетом конструктивных особенностей, общей площадью не более 44,84 кв.м. (18*3+9-18,16=44,84).
Из материалов дела усматривается, что ни размер превышения, ни расчет жилья, исходя из нормы его предоставления, сторонами не оспаривается.
При этом, заявитель неизменно подтверждал намерение возместить федеральному бюджету стоимость такого превышения из собственных средств (л.д. 3, 38).
В результате, спор по существу свелся к вопросу о праве Лизенко на получение жилья, превышающего норму предоставления, и условиях реализации этого права.
Признавая за Лизенко такое право, суд обоснованно применил приказ Министра обороны РФ от 22 августа 2011 года N 1450 и утвержденный им "Порядок взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленные статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счет собственных средств затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения".
Несмотря на то, что положения утвержденного Порядка не возлагают на специализированные организации Министерства обороны РФ, к каковым, в соответствии с п.2 приказа Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года N 1455, относится ЗРУЖО, обязанность предоставить жилье, превышающее определенную в законе норму предоставления, согласно п.п.4, 7, Порядка военнослужащему может быть предоставлено жилое помещение сверх нормы, установленной в ст.15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", при условии подачи в любое время заявления в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны, специализированные организации Министерства обороны. После получения заявления ДЖО в установленном порядке направляет военнослужащему извещение о распределении жилого помещения с указанием его общей площади, размера превышения и общей суммы компенсации, подлежащей уплате военнослужащим.
Из приведенных правовых норм следует, что решение вопроса о доплате денежных средств за превышение нормы предоставления жилого помещения относится к компетенции уполномоченного органа.
Эта процедура как заявителем, так и уполномоченным органом пройдена, и в извещении ДЖО N 61935 от 28 октября 2011 года необходимые данные о распределении Лизенко жилого помещения с превышением нормы предоставления с возмещением затрат федерального бюджета, приведены.
Эти данные подтверждают принятие уполномоченным органом решения о распределении жилья по правилам, установленным в приказе Министра обороны РФ от 22 августа 2011 года N 1450.
Допущенная в извещении ошибка при определении размера превышения на право заявителя получить жилье с компенсацией размера его превышения не влияла и подлежала исправлению в ходе дальнейшей реализации указанной процедуры.
При таких данных по делу оснований для изменения либо отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2012 года по заявлению Лизенко Павла Леонтьевича об оспаривании решения заместителя начальника Западного регионального управления жилищного обеспечения МО РФ об отказе в предоставлении жилого помещения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.