Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 16 июля 2012 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего - Гогина А.В.,
судей: Объектова Е.Л.,
Кислова Д.Н.,
при секретаре Рогачёвой А.В.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - ЗРУЖО) на решение 224 гарнизонного военного суда от 25 января 2012 года по заявлению капитана 1 ранга Сличёнка Михаила Юрьевича, оспорившего решение начальника ЗРУЖО об отказе в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Кислова Д.Н., возражения на апелляционную жалобу заявителя Сличёнка М.Ю., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Сличёнок, проходящий военную службу по контракту в Санкт-Петербурге в Морском корпусе Петра Великого - Санкт-Петербургском Военно-морском институте (филиале) Военного учебно-научного центра "Военно-Морская академия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" (МКПВ), обратился в военный суд с заявлением, в котором просил:
· признать незаконным решение начальника ЗРУЖО N 02-23/104 от 11 ноября 2011 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
· обязать начальника ЗРУЖО данное решение отменить и принять решение о признании его нуждающимся в таком жилье в избранном при увольнении месте жительства - Санкт-Петербурге.
Решением гарнизонного военного суда заявление удовлетворено. Оспариваемое решение начальника ЗРУЖО признано незаконным и на него возложена обязанность принять заявителя и членов его семьи (жену и сына) на указанный учет.
В апелляционной жалобе представитель начальника ЗРУЖО, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В жалобе отмечается, что суд неверно истолковал и применил п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п.10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054.
По мнению автора жалобы, данными нормами допускается возможность улучшения гражданами своих жилищных условий, независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с условием предоставления жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилья, установленной субъектами Российской Федерации.
Кроме того, законодательство не предусматривает права на получение жилья военнослужащими в избранном месте постоянного жительства после их увольнения с военной службы, при наличии у них в собственности жилых помещений по установленным нормам.
Сличёнку на праве собственности принадлежит квартира в Ленинградской области, в то время как возможность сдачи собственником такого жилья Министерству обороны РФ законодательством не предусмотрена.
Поэтому обязательство Сличёнка о сдаче жилья основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении являться не может.
Кроме того, суд неверно оценил представленные сторонами документальные доказательства, придя к ошибочному выводу о недоказанности нахождения в собственности у Сличёнка указанной квартиры.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
По делу установлено, что Сличёнок проходит военную службу в качестве офицера с 24 июня 1984 года, достиг предельного возраста пребывания на военной службе и подлежит увольнению с нее по возрасту.
С июля 1994 года местом его военной службы является Санкт-Петербург.
5 октября 2011 года Сличёнок обращался в ЗРУЖО с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, так как в Санкт-Петербурге, на территории которого проходит службу, жильем не обеспечен.
Решением начальника ЗРУЖО N 02-23/104 от 11 ноября 2011 года Сличёнку отказано в принятии на учет по причине предоставления документов, не подтверждающих наличие у него такого права. Так, в его собственности, на основании регистрационного удостоверения N 305, выданного 6 мая 1995 года Всеволжским БТИ, имеется трехкомнатная квартира общей площадью 68,3 кв.м. по адресу: Ленинградская область, Всеволжский район, пос. Романовка, д.31, кв.17.
Давая правовую оценку такому отказу, суд пришел к выводу, что в отсутствие свидетельства о регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним факт наличия у Сличёнка в собственности данной квартиры не доказан.
Однако, в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (вступил в силу 31 января 1998 года), такая государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Судом не учтено, что, в ст.8 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" определено впредь до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применять действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Согласно п.1 ст.6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления его в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. При этом государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу указанного Федерального закона, является юридически действительной.
Кроме того, в соответствии с п.п.1 и 2 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с момента вступления его в силу и до создания системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество такая государственная регистрация проводилась органами, на которые она была возложена.
Из уведомления органа государственной регистрации от 22 декабря 2011 года N 12/037/2011-043 об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним данных о правах на указанную квартиру, видно, что до 1 января 1996 года регистрацию прав на жилые и нежилые объекты недвижимого имущества осуществляло Бюро технической инвентаризации.
Следовательно, регистрационное удостоверение, выданное Всеволжским БТИ, является надлежащим доказательством регистрации права собственности заявителя на предоставленное ему жилое помещение.
Это жилое помещение фактически поступило в его владение, что подтверждается финансово-лицевым счетом, открытым 28 августа 1995 года на его имя на основании указанного удостоверения БТИ, а также справкой о регистрации от 14 декабря 2011 года, согласно которой Сличёнок и члены его семьи на основании того же удостоверения БТИ постоянно зарегистрированы в квартире с 28 сентября 1995 года и с 10 октября 1996 года соответственно (л.д. 19, 20).
Поскольку право собственности на заявителя зарегистрировано и никем не оспорено, у суда отсутствовали основания для вывода о недоказанности приобретения Сличёнком права собственности на жилое помещение в установленном порядке.
Данное обстоятельство, в свою очередь, непосредственно влияет на вывод суда о праве заявителя на обеспечение жильем по избранному при увольнении месту жительства.
Согласно подп.2 п.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением собрания представителей муниципального образования "Всеволжский район" Ленинградской области от 7 сентября 2005 года N 62, учетная норма площади жилого помещения на одного человека во Всеволожском районе составляет 10 кв.м. общей площади жилья для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
Обеспеченность заявителя и членов его семьи общей площадью жилья в указанной квартире учетную норму превышает и он не является нуждающимся в жилом помещении на условиях договора социального найма применительно к требованиям ЖК РФ.
Кроме того, в соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок предоставления данной социальной гарантии увольняемым военнослужащим, к которым относится заявитель, определен Правительством Российской Федерации в постановлении от 6 сентября 1998 года N 1054, которым утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
В соответствии с подп. "и" п.7 Правил учета, избрание постоянного места жительства в период прохождения военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.
В то же время, согласно подп. "а" п.10 Правил учета, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).
При этом, вопреки ошибочному выводу суда, данное положение распространяется на все жилые помещения, независимо от их места нахождения.
Такое толкование указанных норм приведено в обзорной справке Военной коллегии Верховного Суда РФ "О рассмотрении военными судами гражданских дел, связанных с жилищным обеспечением военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей" за 2011 год, в примере по делу Ш.
В указанных обстоятельствах начальник ЗРУЖО принял правомерное решение об отказе Сличёнку в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Что касается обязательства Сличёнка сдать принадлежащее ему жилье, то, как справедливо отмечено в апелляционной жалобе, обязанность органов Министерства обороны РФ по его принятию законодательством не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение 224 гарнизонного военного суда от 25 января 2012 года по заявлению Сличёнка Михаила Юрьевича, отменить.
Принять по делу новое решение.
Заявление Сличёнка М.Ю. об оспаривании решения начальника ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N 02-23/0013 от 20 июля 2011 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений оставить без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.