Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 28 июня 2012 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего: Гогина А.В.,
судей: Кунцевича Ю.М.,
Пестуновича В.И.
при секретаре Сидорчук Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе командира войсковой части 64044 на решение Псковского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2012 года по заявлению прапорщика запаса Чувахина Романа Геннадьевича, об оспаривании действий командира войсковой части 64044, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава части.
Заслушав доклад судьи Пестуновича В.И., заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа полковника юстиции Давлетшина Р.Р., полагавшего необходимым решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Чувахин Р.Г. обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными приказы командира войсковой части 64044 от 29 декабря 2011 года N 019-ПМ об увольнении его с военной службы и от 31 декабря 2011 года N 300 об исключении из списков личного состава части, обязав командира войсковой части 64044 отменить их и восстановить на военной службе в прежней воинской должности.
Обосновывая свои требования заявитель ссылался на тот факт, что он досрочно уволен с военной службы не уполномоченным должностным лицом, поскольку право увольнения его с военной службы принадлежало министру обороны РФ.
Согласившись с доводами заявителя, гарнизонный военный суд его требования удовлетворил полностью.
В апелляционной жалобе представитель командира части выражает несогласие с принятым решением и указывает, что полномочия командира в/ч 64044 по увольнению Чувахина с военной службы закреплены в приказе Министра обороны Российской Федерации "О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий" от 11 декабря 2004 г. N410.
Приказ Министра обороны от 05 октября 2011 года N1818, на который ссылается заявитель, в войсковую часть 64044 до настоящего момента не поступал. Кроме того, он не опубликован, не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ. Его нет и на официальном сайте Министерства обороны РФ. В связи с этим, по мнению автора жалобы, этот приказ применяться не должен.
Кроме того, автор жалобы ссылается на тот факт, что в соответствии с п. 4 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы должностные лица пользуются правом назначения на воинские должности (освобождения от воинских должностей) в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении. Так как, командир войсковой части 64044 является прямым командиром для прапорщика Чувахина Р.Г., то издание приказа об его увольнении является правомерным и, прежде всего, направлено на реализацию прав заявителя который не может в дальнейшем проходить военную службу по контракту по состоянию здоровья.
В заключение в жалобе ставится вопрос об отмене решения гарнизонного суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, подлежащие доказыванию, выводы суда основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым в решении дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, судом не допущено.
В судебном заседании было установлено, что прапорщик Чувахин проходил военную службу по контракту в войсковой части 64044.
Приказом командира войсковой части 64044 от 29 декабря 2011 года N 019-ПМ заявитель уволен с военной службы в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе, а приказом от 31 декабря 2011 года N 300 - исключен из списков личного состава части.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Частью 1 ст.50 этого закона определено, что увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется Президентом Российской Федерации, а военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с п.8 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, увольнение военнослужащих, за исключением высших офицеров - осуществляется должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.
Права должностных лиц по назначению последней категории военнослужащих МО РФ были регламентированы приказом МО РФ N410 от 2004 года "О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий", который приказом МО РФ N1818 от 5 октября 2011 года "О приказах по личному составу" был признан утратившим силу с момента издания этого приказа.
Этим же приказом предписано проекты приказов по личному составу представлять на подпись Министру обороны Российской Федерации.
Таким образом, все приказы по личному составу (назначение, перемещение, увольнение военнослужащих, за исключением категории увольняемых, прямо оговоренных в Положении о порядке прохождения военной службы, с 5 октября 2011 года вправе издавать только Министр обороны РФ.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении этой категории дел суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Вопреки указанию в апелляционной жалобе, в суде достоверно установлено, что Чувахин был досрочно уволен с военной службы и исключен из списков части приказом командира в/ч 64044, в полномочия которого принятие такого решения уже не входило.
В связи с изложенным, поскольку порядок увольнения Чувахина с военной службы был нарушен, оспариваемое решение суда первой инстанции является правильным по существу независимо от иных, приведенных в решении, выводов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что приказ МО РФ N 1818 от 5 октября 2011 года, как не прошедший регистрацию в министерстве юстиции и не опубликованный, применяться не должен, являются необоснованными.
В соответствии с п. 8 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" обязательному опубликованию подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Как видно из содержания приказа МО РФ N 1818 от 5 октября 2011 года, этим приказом признаны утратившими силу ряд других приказов МО РФ, в том числе и приказ МО РФ от 11 декабря 2004 г. N 410 "О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий". Поскольку этот приказ по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 27 января 2005 г. N 01/618-ВЯ в государственной регистрации не нуждался, необходимость такой регистрации и опубликования приказа, его отменяющего, также не требовалось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Псковского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2012 года по заявлению прапорщика запаса Чувахина Романа Геннадьевича об оспаривании действий командира войсковой части 64044, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава части, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира части - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.