Решение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 21 июня 2012 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего: Гогина А.В.,
судей: Кунцевича Ю.М.,
Пестуновича В.И.
при секретаре Сидорчук Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе командира войсковой части 23438 на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 27 марта 2012 года по заявлению сержанта запаса Билан Валентины Викторовны об оспаривании приказов командира войсковой части 23438 об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Пестуновича В.И., пояснения заявителя Билан В.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа полковника юстиции Давлетшина Р.Р., полагавшего необходимым решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Билан, проходившая военную службу по контракту, обратилась в военный суд с заявлением, в котором просила признать незаконными приказы командира войсковой части 23438 от 8 декабря 2011 года N 261 и от 15 декабря 2011 года N 267, связанные с увольнением и исключением ее из списков личного состава части без обеспечения положенным при увольнении вещевым довольствием, обязать командира войсковой части 23438 отменить эти приказы, восстановить её в списках личного состава части с обеспечением положенными видами довольствия.
Решением гарнизонного военного суда требования Билан удовлетворены.
Оспариваемые приказы признаны незаконными, а на командира части возложена обязанность их отменить и представить по команде в адрес Министра обороны РФ проект приказа по личному составу об увольнении Билан В.В. с военной службы и проект приказа по строевой части об исключении её из списков личного состава части.
Основанием для такого решения суд указал нарушение командиром части требований пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, предписывающего обеспечить военнослужащего, уволенного с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением.
Кроме того, суд указал, что приказом Министра обороны РФ от 05.10.2011 N 1818 "О приказах по личному составу" проекты приказов по личному составу должны представляться на подпись Министру обороны РФ, а в нарушение требований ст. 249 ГПК РФ командиром части не представлено доказательств, подтверждающих законность изданных им приказов.
В апелляционной жалобе командир части выражает несогласие с принятым решением и указывает, что судом дана неверная оценка обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела.
При этом он ссылается на установленный судом факт того, что в 2009 году при зачислении в списки в/ч 23438 Билан В.В. был выдан вещевой аттестат для постановки на вещевое довольствие в в/ч 23326-2 г. в Петрозаводске. Однако Билан на вещевое обеспечение не вставала вплоть до увольнения с военной службы. 15 сентября 2011 г. Билан В. В. написала рапорт о выплате ей денежной компенсации взамен предметов вещевого имущества, при этом вещевой аттестат также не представила. Данный аттестат был сдан в строевую часть войсковой части 23438 лишь 08 декабря 2011 г. входящий N 476. Одновременно она написала рапорта с просьбой не увольнять ее до обеспечения вещевым имуществом. После этого Билан В. В. в части не появлялась, на вызовы о явке на службу не реагировала.
По мнению командира части, Билан умышленно совершала такие действия, желая затянуть время для получения повышенного денежного довольствия.
Командир части отмечает, что
выписка из приказа об увольнении и исключении из списков части N267 от 15 декабря 2011 г. была направлена в УФО по СПб вовремя и он не может нести ответственность за задержку в фактическом перечислении денежных средств, причитающихся при увольнении. Вопросы, связанные с обеспечением Билан вещевым имуществом, также в его компетенцию не входят, поскольку на вещевом обеспечении Билан должна находиться в в/ч 23326-2, командир и начальник вещевой службы которой должны были быть привлечены к участию в деле.
Автор жалобы указывает, что им, как командиром части, совершены все зависящие от него действия для
обеспечения Билан В. В. денежной компенсацией за вещевое имущество, а поведение самой Билан В. В. было направлено на затягивание процесса увольнения.
Возражая против вывода суда о том, что командир части не имел полномочий на издание приказа об увольнении Билан с военной службы, командир в/ч 23438 отмечает, что такие полномочия у него имелись в силу пункта 24 Временной инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах РФ, утвержденной министром обороны РФ 19 августа 2009 года статьи 95 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ.
В заключение в жалобе ставится вопрос об отмене решения гарнизонного суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, подлежащие доказыванию, выводы суда основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым в решении дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, судом не допущено.
В судебном заседании было установлено, что старший сержант контрактной службы Билан с ноября 2009 года проходила военную службу в войсковой части 23438, в которую была переведена из в/ч10232.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы по состоянию здоровья, 15 сентября 2011 года она обратилась по команде с рапортом о выплате ей денежной компенсации взамен предметов вещевого имущества за последние 12 месяцев службы.
Приказами командира в/ч 23438 от 8 и 15 декабря 2011 года Билан была досрочно уволена в отставку и исключена из списков личного состава части, при этом положенным вещевым имуществом она обеспечена не была.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Частью 1 ст.50 этого закона определено, что увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется Президентом Российской Федерации, а военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с п.8 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, увольнение военнослужащих, за исключением высших офицеров - осуществляется должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.
Права должностных лиц по назначению последней категории военнослужащих МО РФ были регламентированы приказом МО РФ N410 от 2004 года "О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий", который приказом МО РФ N1818 от 5 октября 2011 года "О приказах по личному составу" был признан утратившим силу с момента издания этого приказа.
Этим же приказом предписано проекты приказов по личному составу представлять на подпись Министру обороны Российской Федерации.
Таким образом, все приказы по личному составу (назначение, перемещение, увольнение военнослужащих, за исключением категории увольняемых, прямо оговоренных в Положении о порядке прохождения военной службы, с 5 октября 2011 года вправе издавать только Министр обороны РФ.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении этой категории дел суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Вопреки указанию в апелляционной жалобе, в суде достоверно установлено, что Билан была досрочно уволена с военной службы и исключена из списков части приказом командира в/ч 23438, в полномочия которого принятие такого решения уже не входило.
В связи с изложенным, поскольку порядок увольнения Билан с военной службы был нарушен, оспариваемое решение суда первой инстанции является правильным по существу независимо от иных, приведенных в решении, выводов.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся поведения самой Билан, создающей препятствия для своевременного увольнения с военной службы, в данном случае, правого значения не имеют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 27 марта 2012 года по заявлению сержанта запаса Билан Валентины Викторовны об оспаривании приказов командира войсковой части 23438 об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части оставить без изменения, а апелляционную жалобу командира части - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.