Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 28 июня 2012 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего: Савельева И.Г.,
судей: Объектова Е.Л.,
Яковлева А.Г.,
при секретаре Волкове В.В.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе военнослужащего войсковой части (далее - в/ч) 45377 майора Ильиных Александра Сергеевича на решение Псковского гарнизонного военного суда от 9 апреля 2012 года по его заявлению об оспаривании решения Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО), связанного с отказом в постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Яковлева А.Г., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Ильиных обратился в военный суд с заявлением, в котором с учетом последующих дополнений просил признать незаконным решение ЗРУЖО от 14 декабря 2011 года N02-23/0175, связанное с отказом в постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, а также обязать начальника ЗРУЖО отменить это решение и рассмотреть вопрос о предоставлении по месту службы жилого помещения по договору социального найма.
Решением Псковского гарнизонного военного суда от 9 апреля 2012 года в удовлетворении заявления Ильиных было отказано.
При этом суд указал, что заявитель не вправе претендовать на повторное обеспечение жильем, поскольку не имеет возможности сдать в установленном порядке ранее полученную в 1993 году на условиях социального найма двухкомнатную квартиру в Минобороны России по причине обмена на другую квартиру и ее оставления бывшей супруге.
В апелляционной жалобе содержится просьба заявителя решение суда отменить в связи с неправильным определением юридически значимых обстоятельств и применением норм материального права, и принять по делу новое решение о полном удовлетворении требований.
Автор жалобы считает, что Ильиных не подлежал снятию с жилищного учета, поскольку в 1993 году получил в в/ч 24538 квартиру на условиях социального найма менее установленной нормы предоставления.
Кроме того, обеспеченность жильем заявителя и бывших членов его семьи после обмена этого жилья на другую двухкомнатную квартиру общей площадью 50,0 кв.м. была меньше учетной нормы, установленной Постановлением Псковской городской Думы от 8 июля 2005 года N447.
Поэтому, по мнению автора жалобы, Ильиных правомерно поставил вопрос о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в г. Пскове, а оспариваемый отказ ЗРУЖО является незаконным и необоснованным.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд полагает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения по следующим основаниям.
Вопреки мнению автора жалобы, при рассмотрении настоящего дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, судом не допущено.
Судом достоверно установлено и автором жалобы не оспаривается, что в 1993 году заявителю с учетом членов семьи (всего 4 человека) за счет Минобороны России была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 53,8 кв.м. по адресу: г. Псков, ул. Звездная, д.17А, кв.12, которую Ильиных в тот же год обменял на двухкомнатную квартиру общей площадью 50,0 кв.м. по адресу: г. Псков, ул. Советской армии, д.50А, кв.83.
Поскольку заявитель в феврале 1995 года в установленном порядке был переведен к новому месту военной службы в другую воинскую часть, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Ильиных в связи с этим обстоятельством подлежал снятию с жилищного учета. Это полностью согласуется с положениями действовавшей тогда статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР и пунктов 17, 46-48 "Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте", утвержденного приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N285. Впоследствии аналогичные правила нашли отражение в пункте 31 "Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N80, действовавшей до 9 ноября 2010 года.
По смыслу статьи 31 Жилищного кодекса РСФСР, статьи 52 Жилищного кодекса РФ, пункта 27 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N80, пункта 1 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N1280, принятие на жилищный учет осуществляется по заявлению военнослужащего.
Как следует из объяснений заявителя и послужного списка, несмотря на неоднократные переводы из одной воинской части в другую, в том числе в пределах Псковского гарнизона, он до августа 2011 года в уполномоченные органы Минобороны России по вопросу постановки на жилищный учет не обращался.
Таким образом, предположение автора жалобы о сохранении за ним с 1995 года права состоять на жилищном учете в связи с получением квартиры менее нормы предоставления является несостоятельным и необоснованным.
В заявлении от 4 августа 2011 года, форма которого соответствует Приложению N1 к Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N1280, Ильиных поставил перед ЗРУЖО вопрос именно о первичной постановке учет нуждающихся в жилых помещениях.
Верно проанализировав жилищное законодательство, в том числе положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N1280, суд первой инстанции обоснованно указал, что государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, за счет военного ведомства один раз, а повторное обеспечение заявителя жилыми помещениями на этих же условиях возможно только после сдачи ранее полученного жилья. При этом разрешение жилищных вопросов Ильиных, в том числе связанных с постановкой на жилищный учет, отнесено к исключительной компетенции ЗРУЖО.
Судом достоверно установлено, что Ильиных по своему усмотрению распорядился ранее полученной от Минобороны России квартирой, поскольку обменял ее на другое жилье меньшей площадью, из которого после расторжения брака выехал, снявшись с регистрационного учета и оставив детям с бывшей супругой.
То обстоятельство, что Ильиных утратил возможность сдать полученную от государства квартиру уполномоченному органу военного ведомства, помимо признания автора жалобы, также подтверждается не представлением им справки установленного образца о сдаче жилого помещения.
При этом заявитель в ходе судебного заседания от 30 марта 2012 года в обоснование не принятия мер по ее сдаче указал, что не хотел оставлять своих двух детей и бывшую жену без жилья (л.д.45).
С учетом изложенного суд пришел к правомерному выводу, что Ильиных, вопреки его мнению, не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном для военнослужащих статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении пятилетнего срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса РФ. Это полностью соответствует сложившейся судебной практике, на что обоснованно сослался суд первой инстанции в обжалуемом решении (например, определение Военной Коллегии Верховного Суда РФ от 24 июня 2010 года N205-В10-17).
Ссылки автора жалобы на отсутствие у него жилых помещений, а также на то, что его обеспеченность жильем до оставления квартиры общей площадью 50,0 кв.м. детям и бывшей супруге была менее учетной нормы, установленной Постановлением Псковской городской Думы от 8 июля 2005 года N447, в данном случае правового значения для дела не имеют, поскольку не порождают обязанность военного ведомства повторно обеспечить Ильиных постоянным жильем.
Следовательно, оспариваемое решение ЗРУЖО от 14 декабря 2011 года N02-23/0175 об отказе в постановке на жилищный учет само по себе право заявителя на получение жилого помещения по договору социального найма нарушать не может.
При таких обстоятельствах окружной военный суд приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене либо изменению обжалуемого решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Псковского гарнизонного военного суда от 9 апреля 2012 года по заявлению Ильиных Александра Сергеевича об оспаривании решения ЗРУЖО, связанного с отказом в постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.