Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 02 августа 2012 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего: Савельева И.Г.,
судей: Царькова В.Н.,
Яковлева А.Г.,
при секретаре Сидорчук Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе бывшего руководителя военного следственного отдела Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Выборгскому гарнизону Ленинградского военного округа (далее - ВСО ВГ ЛенВО) полковника юстиции запаса Мусиенко Олега Николаевича на решение Выборгского гарнизонного военного суда от 1 июня 2012 года по его заявлению об оспаривании действий руководителя военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Выборгскому гарнизону Западного военного округа (далее - ВСО ВГ ЗВО), связанных с отказом в направлении в уполномоченный жилищный орган Минобороны России сведений для включения его с учетом членов семьи в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма.
Заслушав доклад судьи Яковлева А.Г., объяснения представителя заявителя Порадного В.В., поддержавшего жалобу, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Мусиенко обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия руководителя ВСО ВГ ЗВО, связанные с отказом в направлении в Федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) сведений для включения его с учетом членов семьи в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, а также обязать данное должностное лицо подготовить и направить в этот жилищный орган эти сведения в соответствии с Приложением N3 к Указанию Министра обороны РФ от 4 июня 2010 года N205/2/373.
Решением Выборгского гарнизонного военного суда от 1 июня 2012 года в удовлетворении данного заявления Мусиенко было отказано.
Ссылаясь на пункт 4 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", суд пришел к выводу, что заявитель, проживая совместно с членами семьи (жена, двое детей) в принадлежащей ему на праве собственности двухкомнатной квартире общей площадью 65,8 кв.м., расположенной в городе Сертолово Ленинградской области, мог рассчитывать лишь на получение по месту службы (в городе Выборге Ленинградской области) служебного жилья или общежития.
Также суд посчитал, что Мусиенко не доказал факт принятия уполномоченным органом решения об его постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, пригодных для постоянного проживания на условиях социального найма, в этом населенном пункте.
Поскольку Мусиенко не вправе претендовать на получение по последнему месту службы от органов военного управления жилого помещения по договору социального найма, и желания получить государственный жилищный сертификат не изъявлял, суд не нашел оснований для удовлетворения его требований.
В апелляционной жалобе заявитель Мусиенко просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новое решение о полном удовлетворении требований.
Подробно анализируя содержание приобщенных заявителем к делу документов, и ссылаясь на отсутствие возражений относительно этого со стороны заинтересованных лиц, автор жалобы считает необоснованным вывод суда о том, что по последнему перед увольнением месту службы он не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, пригодных для постоянного проживания на условиях социального найма.
Поскольку решений о снятии с жилищного учета не выносилось, то, по мнению Мусиенко, после изменения законодательства, установившего новый порядок решения жилищных вопросов военнослужащих Минобороны России, руководитель ВСО ВГ ЗВО обязан был подготовить и направить в ЗРУЖО сведения в соответствии с Приложением N3 к Указанию Министра обороны РФ от 4 июня 2010 года N205/2/373 для включения его с учетом членов семьи в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма.
Выражая несогласие с обжалуемым решением, заявитель полагает, что приобретенная им в собственность квартира, расположенная в другом районе Ленинградской области, не является основанием для исключения из списков очередников и препятствием для получения от военного ведомства жилого помещения по договору социального найма по последнему перед увольнением месту службы, поскольку должна лишь учитываться при определении размера предоставляемого жилья.
По убеждению Мусиенко, суд неверно определил юридически значимые обстоятельства, вышел за рамки заявленных требований и превысил полномочия, поскольку разрешил вопрос о праве на получение жилья, относящийся к исключительной компетенции ЗРУЖО, узаконил исключение из списков очередников без вынесения решения о снятии с жилищного учета, и, тем самым, подменил собой уполномоченный орган военного управления. Это, в свою очередь, лишает возможности реализовать право на получение жилья путем получения государственного жилищного сертификата.
В письменных возражениях руководитель ВСО ВГ ЗВО, ссылаясь на выводы суда первой инстанции, просил оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу заявителя без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд полагает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения по следующим основаниям.
Приказом Министра обороны РФ от 17 сентября 2008 года N952 Мусиенко досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
Приказом руководителя ВСО ВГ ЛенВО от 29 января 2009 года N12 Мусиенко исключен из списков личного состава части с 2 февраля 2009 года.
В заявлении от 27 марта 2012 года содержится просьба Мусиенко к руководителю ВСО ВГ ЗВО подготовить и направить в ЗРУЖО сведения для включения его с учетом членов семьи в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, в соответствии с Приложением N3 к Указанию Министра обороны РФ от 4 июня 2010 года N205/2/373.
Руководитель ВСО ВГ ЗВО письмом от 27 апреля 2012 года N1450, ссылаясь на отсутствие полномочий по составлению и направлению таких сведений, предложил Мусиенко обратиться по жилищному вопросу непосредственно в ЗРУЖО.
Таким образом, руководитель ВСО ВГ ЗВО фактически отказал заявителю в составлении и направлении указанных сведений для включения в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 28 "Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
С 9 ноября 2010 года приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N1280 в данном военном ведомстве установлен иной порядок обеспечения жильем, согласно которому деятельность жилищных комиссий воинских частей вообще не предусмотрена, а рассмотрение жилищных вопросов военнослужащих отнесено к исключительной компетенции специального уполномоченного органа.
Согласно пункту 2.1 "Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 18 ноября 2010 года N1550, органом, уполномоченным обеспечивать военнослужащих жильем, пригодным для постоянного и временного проживания, определен Департамент жилищного обеспечения Минобороны России (далее - ДЖО). При этом в силу приказов Министра обороны РФ от 27 августа 2010 года N1135 и от 3 ноября 2010 года N1455 на территории Ленинградской области указанный уполномоченный орган осуществляет полномочия через свое структурное подразделение - ЗРУЖО.
В связи с изменением законодательства, регламентирующего порядок решения жилищных вопросов военнослужащих, Министр обороны РФ в директиве от 4 июня 2010 года N205/2/373 дал указание подготовить и направить в ДЖО списки по форме, предусмотренной Приложением N3, для внесения необходимых сведений в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма. При этом данное указание Министра обороны РФ фактически адресовано командирам (начальникам), принимавшим участие в ведении жилищного учета военнослужащих.
Следовательно, вывод о незаконности оспариваемых действий можно было сделать лишь в случае, если бы Мусиенко был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, и руководитель ВСО ВГ ЗВО не направил соответствующие документы в ДЖО.
Тем не менее, в ответе на запрос от 25 июля 2012 года N2755 руководитель ВСО ВГ ЗВО сообщил суду об отсутствии сведений как о существовании в данном военно-следственном отделе жилищной комиссии, так и о рассмотрении жилищных вопросов заявителя.
Мусиенко в нарушение статьи 56 ГПК РФ никаких убедительных данных об его принятии на жилищный учет, в том числе о том, какая жилищная комиссия и когда принимала решение об этом, не привел, и ходатайств об истребовании подтверждающих это доказательств, не заявлял.
Его представитель, предполагая возможность рассмотрения жилищных вопросов заявителя вышестоящей жилищной комиссией Военно-следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Ленинградскому военному округу, пояснил суду апелляционной инстанции, что Мусиенко, занимая должность руководителя ВСО ВГ ЛенВО, решений жилищной комиссии этого отдела о постановке его на жилищный учет не утверждал.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания полагать, что руководитель ВСО ВГ ЗВО располагал документами, на основании которых в ДЖО представляются сведения для включения военнослужащих в Единый реестр, а потому суждения заявителя о нарушении этим должностным лицом его прав и свобод являются беспочвенными.
Ссылка заявителя на лист беседы, представление к увольнению и приказ об исключении из списков личного состава части являются беспредметными, так как из их содержания не вытекает вывод о том, что уполномоченным органом принималось решение о постановке Мусиенко на жилищный учет.
Так как в материалах дела отсутствуют доказательства обращений заявителя по вопросу постановки на жилищный учет, а также принятия какими-либо жилищными комиссиями решений о постановке и снятии с этого учета, то вывод суда первой инстанции об отсутствии у Мусиенко права претендовать на получение по месту службы жилого помещения по договору социального найма является преждевременным.
Поскольку выводы суда первой инстанции не привели к принятию неправильного решения, а также отсутствуют основания к его отмене либо изменению по изложенным в апелляционной жалобе доводам, окружной военный суд считает возможным оставить обжалуемое решение без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Выборгского гарнизонного военного суда от 1 июня 2012 года по заявлению Мусиенко Олега Николаевича об оспаривании действий руководителя ВСО ВГ ЗВО, связанных с отказом в направлении в уполномоченный жилищный орган Минобороны России сведений для включения его с учетом членов семьи в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.