Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 12 апреля 2012 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: БАСОВА А.И.,
СУДЕЙ: КИСЛОВА Д.Н.,
ЛАЗАРЕВА Е.В.,
при секретаре НАВЛЕВОЙ Е.О.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Вологодского гарнизонного военного суда от 26 января 2012 года по заявлению в интересах подполковника ГАЛЯУТДИНОВА АЛЕКСАНДРА ТАГИРОВИЧА, оспаривавшего отказ заместителя начальника ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в предоставлении распределенной ему квартиры.
Заслушав доклад судьи БАСОВА А.И., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Решением заместителя начальника ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения"
МО РФ (далее - ЗРУЖО) N 03-31/0452 от 25 октября 2011 года ГАЛЯУТДИНОВУ отказано в предоставлении двухкомнатной квартиры по адресу: г. Санкт-Петербург, Выборгский р-н, п. Парголово, Осиновая Роща, Приозерское ш., д. 18, корп. 9, кв. 76., в связи с отсутствием у него права на получение жилого помещения по избранному месту жительства.
БОБРОВСКИЙ А.А. обратился в военный суд с заявлением в интересах ГАЛЯУТДИНОВА, в котором просил признать незаконным указанное решение.
Решением Вологодского гарнизонного военного суда от 26 января 2012 года данное заявление оставлено без удовлетворения.
При этом суд со ссылкой на ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих, п. 9 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, п. 16 приказа Минобороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, исходил из того, что военнослужащие имеют право на получение жилого помещения по избранному ими месту жительства за счет Министерства обороны РФ исключительно при увольнении с военной службы. Так как ГАЛЯУТДИНОВ документы, подтверждающие его предстоящее увольнение с военной службы ни в ЗРУЖО, ни в суд не представил, отказ в предоставлении ему спорного жилого помещения является правомерным.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить судебное постановление в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Воспроизводя положения п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011г. N512, он полагает, что вправе рассчитывать на получение жилого помещения по избранному месту жительства, поскольку имеет выслугу лет на военной службе свыше 20 лет. Перечисленные нормы не ставят право таких военнослужащих на получение жилого помещения в избранном ими месте жительства в зависимость от момента и основания увольнения их с военной службы.
Что же касается Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, и п. 16 приказа Минобороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, то они, по мнению автора апелляционной жалобы, к спорным правоотношениям применены ошибочно. Названные Правила противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции РФ, ст. 11 ГПК РФ учету не подлежат. Приведенный в решении пункт приказа Минобороны РФ обозначает лишь компетенцию уполномоченных органов на предоставление военнослужащим жилых помещений по договору социального найма. Вопросы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями по избранному ими месту жительства эта норма не регулирует.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследовав дополнительно истребованные доказательства, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
При рассмотрении настоящего дела гарнизонным военным судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, выводы суда основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым в решении дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального законов, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, судом не допущено.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:
военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;
офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998года, и совместно проживающие с ними члены их семей;
прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Таким образом, законодателем установлен различный порядок обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями по месту прохождения военной службы в зависимости от сроков заключения ими первого контракта, поступления на военную службу либо прохождения военной службы в закрытых военных городках.
Также различия для перечисленных категорий военнослужащих установлены и в порядке обеспечения их жилыми помещения по избранному ими месту жительства.
Для военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, такой порядок предусмотрен абзацем двенадцатым п. 1 ст. 15 названного Федерального закона, а также изданными в развитие этой нормы Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011г. N512.
Для остальной категории военнослужащих (за исключением лиц, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих) порядок обеспечения жилыми помещения по избранному после увольнения месту жительства предусмотрен п. 14 ст. 15 названного Федерального закона и Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054. Последние Правила, вопреки указанию в апелляционной жалобе, в момент возникновения спорных правоотношений действовали в части, не противоречащей закону.
Согласно имеющимся в материалах дела, а также дополнительно истребованным окружным военным судом документам, ГАЛЯУТДИНОВ относится к числу военнослужащих, которые в период прохождения военной службы имеет право на получение жилого помещения для постоянного проживания по месту ее прохождения. В частности, согласно выписке из послужного списка заявителя, он непрерывно проходит военную службу с августа 1990 года. На воинскую должность после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания он назначен в июне 1994 года. В связи с этим первый контракт о прохождении военной службы им заключен задолго до 1 января 1998 года. Данные о том, что заявитель проходит службу на территории закрытого военного городка, в материалах дела отсутствуют.
В связи с этим заявитель вправе рассчитывать на получение жилого помещения по избранному им месту жительства, не совпадающему с местом прохождения им военной службы, в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". По этим же причинам положения абзаца двенадцатого п. 1 ст. 15 названного Федерального закона, а также Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, при оценке законности оспариваемого решения должностного лица судом первой инстанции правомерно во внимание не принимались.
Согласно п. 14 ст. 15 названного федерального закона обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Таким образом, вопреки указанию в апелляционной жалобе, указанная норма связывает возможность обеспечения перечисленных в ней категорий военнослужащих жилыми помещениями при перемене места жительства с увольнением по одному из указанных в ней оснований.
Исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют о том, что на момент принятия оспариваемого решения должностного лица заявитель увольнению с военной службы не подлежал. Спорная квартира расположена в г. Санкт-Петербург, а местом прохождения им военной службы является г. Вологда. Более того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт признания ГАЛЯУТДИНОВА нуждающимся в получении жилого помещения в г. Санкт-Петербург.
При таких обстоятельствах окончательный вывод гарнизонного военного суда о соответствии требованиям закона решения заместителя начальника ЗРУЖО N 03-31/0452 от 25 октября 2011 года в части отказа ГАЛЯУТДИНОВУ в предоставлении спорного жилого помещения является верным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Вологодского гарнизонного военного суда от 26 января 2012 года по заявлению в интересах подполковника ГАЛЯУТДИНОВА АЛЕКСАНДРА ТАГИРОВИЧА оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.