Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 05 марта 2012 г.
(Извлечение)
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Гогина А.В.,
судей: Кислова Д.Н.,
Царькова В.Н.
при секретаре Навлевой Е.О., с участием: представителя заявителя Ломкова А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя начальника Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ (далее - ФГУ ЗРУЖО) Алексеевой Т.А. на решение Санкт - Петербургского гарнизонного военного суда от 9 декабря 2011 года по заявлению военнослужащего войсковой части 65141 майора Мазура Виктора Ивановича об оспаривании решения начальника ФГУ ЗРУЖО, связанного с отказом в предоставлении распределенного заявителю жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н., объяснения представителя заявителя, возражавшего против доводов жалобы, окружной военный суд,-
УСТАНОВИЛ:
Как следует из решения суда и материалов дела, Мазур В.И., проходящий военную службу по контракту в войсковой части 65141 в г. Нарьян - Маре Архангельской области, решением жилищной комиссии указанной воинской части от 09 ноября 2009 года (протокол N 85) был признан нуждающимся в получении жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства - г. Санкт - Петербурге и поставлен на учет в Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ).
11 ноября 2010 года извещением из указанного жилищного органа до Мазура было доведено, что на его семью в количестве 4 человек была распределена трёхкомнатная квартира N 34 по адресу: г. Санкт - Петербург, пос. Шушары, ул. Окуловская, д. 4, лит. "А", общей площадью 77,3 кв.м.
10 ноября 2011 года начальник ФГУ ЗРУЖО решением N 03-31/0504 отказал Мазуру в предоставлении жилого помещения по договору социального найма ввиду отсутствия документов о предстоящем увольнении его с военной службы по достижении предельного возраста.
Полагая, указанное решение незаконным, Мазур обратился в суд с заявлением, в котором просил суд отменить его и обязать начальника ФГУ ЗРУЖО предоставить ему и членам его семьи по договору социального найма жилое помещение по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Шушары, ул. Окуловская, д. 4, лит. "А", кв. 34.
Гарнизонный военный суд заявление Мазура удовлетворил.
В кассационной жалобе представитель начальника ФГУ ЗРУЖО Алексеева Т.А. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы она, ссылаясь на положения п. 3 ст. 6, п. 14, ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" сообщает, что суд необоснованно посчитал представленные Мазуром документы достаточными для принятия решения о праве заявителя на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства в связи с увольнением с военной службы.
Полагает, что поскольку Мазур в настоящее время не уволен, проходит военную службу, а в ФГУ ЗРУЖО им не представлены документы, предусмотренные п.п. 20 - 22 "Инструкции о прохождении военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной приказом Министра обороны РФ N 350 от 30 сентября 2002 года (далее - Инструкция к приказу МО РФ N 350), то надлежащих доказательств, свидетельствующих о предстоящем увольнении Мазура не имеется.
Судом оставлено без внимания и то обстоятельство, что в жилищном деле Мазура отсутствует протокол о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства - г. Санкт - Петербурге, а на дату постановки - 28 января 2009 года, Мазур права на выбор места жительства не имел.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, единственным основанием для отказа в предоставлении на основании договора социального найма распределенного Мазуру жилого помещения являлось мнение должностного лица ФГУ ЗРУЖО о недостаточности документов, свидетельствующих о предстоящем увольнении заявителя с военной службы.
При этом, в дальнейшем данная позиция была уточнена и в представленных в суд возражениях на заявление, а также в жалобе на решение суда, указывалось на отсутствие в ФГУ ЗРУЖО предусмотренного Инструкцией к приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 года N 350 годового плана увольнения военнослужащих, где указывалось бы об увольнении Мазура с военной службы по одному из трех "льготных", оснований предусмотренных ст.ст.15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Вместе с тем, данная позиция является необоснованной, так как у военнослужащих, к числу которых относится и заявитель, отсутствует предусмотренная каким - либо нормативным актом обязанность предоставлять в региональные управления жилищного обеспечения планы их увольнения с военной службы.
Такого документа нет в перечне, указанном в п. 1 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма" - приложение N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280. Не требуется данный план и при разрешении вопроса о заключении с военнослужащим договора социального найма на уже предоставленное ему от Министерства обороны Российской Федерации жилое помещение.
Поэтому, в случае необходимости получения такого документа ФГУ ЗРУЖО было вправе истребовать его самостоятельно.
Отсутствие в ФГУ ЗРУЖО годового плана увольнения военнослужащих войсковой части 65141, являющегося, в основном, документом планирования внутренней работы соответствующих служб воинской части, основанием для отказа в заключении с Мазуром договора социального найма не является.
При этом, как при подаче заявления, так и в судебном заседании стороной заявителя были представлены не вызывающие сомнения доказательства тому, что Мазур подлежит увольнению с военной службы в запас по п.п. "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе 4 июня 2012 года.
Доводы жалобы относительно отсутствия в жилищном деле Мазура протокола о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства и о дате постановки на такой учет, значения для дела не имеют.
До изменения порядка жилищного обеспечения в Министерстве обороны Российской Федерации на основании приказа Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года N 1455 правом на рассмотрение вопросов признания военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений в избранном месте жительства обладали жилищные комиссии воинских частей.
Из материалов дела следует, что правильность постановки заявителя на такой учет была проверена ДЖО МО РФ, в связи с чем заявителю и было выделено спорное жилое помещение.
Результаты данных действий ДЖО МО РФ являются для ЗРУЖО обязательными в связи с передачей последнему соответствующих функций с 5 апреля 2011 года на основании приказа Министра обороны РФ от 5 апреля 2011 г. N 453 "О внесении изменений в приказы Министра обороны Российской Федерации 2010 года N 1455 и 1550".
Именно с указанной даты ФГУ ЗРУЖО вправе проводить ревизию деятельности жилищных органов воинских частей, связанную с постановкой военнослужащих на жилищный учет.
Поскольку предусмотренных законодательством оснований для отказа Мазуру в заключении с ним договора социального найма не имелось, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности действий руководства ФГУ ЗРУЖО и об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 347, абз. 2 ст. 361 и ст. 366 ГПК РФ, окружной военный суд,-
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Санкт - Петербургского гарнизонного военного суда от 9 декабря 2011 года по заявлению Мазура Виктора Ивановича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.