Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 09 апреля 2012 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Гогина А.В.,
СУДЕЙ: Позднякова С.И.,
Объектова Е.Л.,
при секретаре Сидорчук Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе
представителя начальника Службы в г.Выборге Пограничного управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее Служба) на решение Выборгского гарнизонного военного суда от 27 января 2012 года по заявлению подполковника Патинскаса С.Ю. на действия начальника Службы, связанные с установлением надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы.
Заслушав доклад судьи Гогина А.В., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Патинскас, проходящий службу в распоряжении начальника Службы, обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным приказ начальника Службы от 1 января 2012 года N 1 об установлении ему на 2012 год надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 50% от оклада по воинской должности.
Он просил обязать начальника Службы изменить данный приказ в части установления ему надбавки, и установить ему с 1 января 2012 года надбавку в размере 90 % от оклада по воинской должности.
Заявитель также просил обязать начальника Службы произвести и выплатить перерасчет такой надбавки за январь 2012 года.
Решением суда заявление Патинскаса удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель начальника Службы просит решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы указывается, что суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. Так, начальник Службы, устанавливая размер надбавки, исполнял приказ ФСБ России от 25 июня 2005 года N 367. Положения данного приказа о выплате военнослужащим, находящимся в распоряжении ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 50 % заявитель не оспаривал. Приняв решение о необходимости установления Патинскасу названной надбавки в ином размере, суд, по мнению автора жалобы, разрешил вопрос о правах Директора ФСБ России, который к участию в деле привлечен не был.
В жалобе подчеркивается, что суд неверно трактовал и нормы материального права, так как на основании положений постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 года N 47 право установления надбавки делегировано руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Приказ Директора ФСБ России от 20 февраля 2008 года N 60 в п. 24 действительно устанавливает выплату ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу на территории Ленинградской области, в повышенном размере.
Вместе с тем, приказ Директора ФСБ России от 25 июня 2005 года N 367, устанавливающий указанную надбавку военнослужащим, находящимся в распоряжении, в размере 50% от должностного оклада, издан в согласовании с указанными нормативными актами и прошел государственную регистрацию.
Этот приказ утвердил Порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника).
Согласно пп. "г" п.1 этого Порядка, военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника) в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 13 Положения о порядке прохождения военной службы за время нахождения в распоряжении в пределах сроков, установленных этим пунктом, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 50 процентов оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение.
Что касается постановления Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47, на которое сослался суд в качестве основания для выплаты надбавки в увеличенном размере, то в нем приведены лишь предельные повышенные размеры надбавки.
Право определять порядок выплаты надбавки и ее конкретные размеры предоставлено, на основании п.3, 4 ст.12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" соответствующим руководителям федеральных органов исполнительной власти, к которым относится и директор ФСБ России.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
При рассмотрении настоящего дела судом были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым в решении дана надлежащая оценка, и соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, судом не допущено.
По делу установлено, что заявитель проходит военную службу по контракту в распоряжении начальника ПУ, и там же состоит на денежном довольствии.
Оспариваемым приказом начальника Службы ему установлена надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 50% от оклада по воинской должности лишь по тому основанию, что заявитель зачислен в распоряжение.
Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ, размер указанной надбавки был установлен в размере до 70 процентов оклада по воинской должности.
На основании статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ и пункта 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающего выплату данной надбавки, целью увеличения размера ежемесячной надбавки явилась компенсация утраченных льгот и гарантий, ранее предоставляемых военнослужащим в натуральной форме.
Согласно абзацу 3 части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, их совокупный объем финансирования не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Из этого следует, что законодатель, отменяя для всех категорий военнослужащих льготы в натуральной форме, предусмотрел их компенсацию в виде выплаты надбавки, установив необходимость сохранения ранее существовавшего уровня выплаты ее военнослужащим.
Согласно ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Однако в отношении военнослужащих органов федеральной службы безопасности, к которым относится и заявитель, положения статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" с 1 января 2012 года и до 1 января 2013 года применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так как согласно п. 4 ст. 12 данного закона с 1 января 2012 года и до 1 января 2013 года в отношении военнослужащих органов федеральной службы безопасности, оклады по должности которых установлены иными федеральными законами, положения статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" применяются без учета изменений, внесенных данным Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона " О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в отношении военнослужащих органов федеральной службы безопасности положения данного закона об изменении порядка формирования их денежного довольствия применяются с 1 января 2013 года.
Таким образом, в отношении военнослужащих федеральной службы безопасности до 1 января 2013 года сохранен прежний порядок формирования их денежного довольствия.
Постановление Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47 "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" отмененное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60, действует в отношении военнослужащих федеральной службы безопасности до 1 января 2013 года, как следует из его п. 6.
В п. 24 "Порядка обеспечения военнослужащих органов федеральной службы безопасности отдельными месячными и иными дополнительными выплатами денежного довольствия", утвержденного приказом ФСБ России от 20 февраля 2008 года N 60, указаны конкретные максимальные величины размера надбавки, в том числе и для военнослужащих, проходящих службу в Ленинградской области, в составе старших офицеров - до 160 %, увеличенные на 40 % от основного размера надбавки, составляющей для иных местностей 120%.
Действительно, подп. "г" п. 1 "Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника)", утвержденного приказом ФСБ РФ от 25 июня 2005 года N 367 (с изменениями и дополнениями), для военнослужащих, состоящих в распоряжении, размер этой надбавки установлен в размере 50% от оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение.
Однако следует иметь в виду, что данный приказ устанавливает лишь общий, базовый размер выплаты ежемесячной надбавки военнослужащим, находящимся в распоряжении.
Поэтому, при установлении надбавки находящимся в распоряжении командиров (начальников) военнослужащим, проходящим военную службу в Ленинградской области и ряде других регионов, размер спорной надбавки подлежит установлению с повышением, согласно п. 24 "Порядка обеспечения военнослужащих органов федеральной службы безопасности отдельными месячными и иными дополнительными выплатами денежного довольствия", утвержденного приказом ФСБ России от 20 февраля 2008 года N 60.
Таким образом, гарнизонный суд пришел к обоснованному выводу о том, что минимальный размер ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы для старших офицеров, проходящих военную службу в Ленинградской области, не зависящий от усмотрения командиров, должен составлять не менее 90% (50+40) от оклада по воинской должности.
Так как заявителю размер ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы оспариваемым приказом установлен в меньшем размере, вывод суда о его незаконности является правильным.
Что же касается довода жалобы относительно необходимости участия в деле в качестве стороны Директора ФСБ России, то он является не состоятельным, поскольку разрешенное судом правоотношение не предусматривает непосредственного в нем участия данного должностного лица.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327 - 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Выборгского гарнизонного военного суда от 27 января 2012 года по заявлению подполковника Патинскаса С.Ю. на действия начальника Службы в г.Выборге Пограничного управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение, связанные с установлением надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.