Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 29 марта 2012 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: САВЕЛЬЕВА И.Г.,
СУДЕЙ: ЛАЗАРЕВА Е.В.,
ПОЗДНЯКОВА С.И.,
при секретаре Сидорчук Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 16 января 2012 года по заявлению
ЧОРНОЙ Ларисы Юрьевны.
Заслушав доклад судьи Позднякова С.И., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Гарнизонный военный суд отказал в удовлетворении заявления Чорной, в котором она просила признать незаконными действия ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, связанные с направлением 31 августа 2011 года в территориальный обособленный отдел N 4 документов для решения вопроса о принятии её на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением, и обязать учреждение, отозвав указанные документы из обособленного отдела N 4, направить их в Департамент жилищного обеспечения МО РФ.
В апелляционной жалобе представитель заявительницы Чорный просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования. Автор апелляционной жалобы утверждает, что гарнизонный военный суд, принимая решение о правомерности направления ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ документов в обособленный отдел N 4 в г. Североморск для принятия решения о признании Чорной нуждающейся в предоставлении жилья, необоснованно руководствовался неопубликованными приказами МО РФ и ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ. Кроме того, представитель заявительницы пишет, что уставом ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ не предусмотрено право его начальника перепоручать свои обязанности начальнику обособленного отдела N 4 в г. Североморске. По мнению Чорного, суд первой инстанции также лишил его возможности участвовать в судебном разбирательстве и представлять необходимые доказательства, так как не удовлетворил ходатайство об отложении судебного заседания и приостановлении производства по делу. Кроме того, автор жалобы пишет о том, что суд не провёл с самого начала подготовку по делу после привлечения к участию в деле соответчика, не уведомив об этом всех лиц и не разъяснив права и обязанности.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из содержания имеющейся в материалах дела ксерокопии сообщения в адрес Чорной, подписанного заместителем начальника ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 31 августа 2011 года (исх. N 02-13/3035), представленный в адрес управления комплект документов для принятия на учёт нуждающихся в жилых помещениях будет отправлен по принадлежности в территориально обособленный отдел N 4 г. Североморск (л.д.27).
Обращаясь в гарнизонный военный суд с заявлением, Чорная, не оспаривая каких-либо действий должностных лиц, связанных с разрешением её права состоять на учёте нуждающихся в обеспечении жильём в избранном месте жительства, о чём прямо указал её представитель в заявлении (л.д.52), полагала, что ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ должно было направить документы для принятия решения о постановке её на учёт нуждающихся в получении жилья не в собственное отделение в г. Североморск, а в Департамент жилищного обеспечения МО РФ, либо само принять указанное решение.
Отказывая в удовлетворении заявления Чорной, гарнизонный военный суд пришёл к выводу, что ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, направив документы в обособленный отдел для принятия решения о постановке военнослужащего на учёт нуждающихся в получении жилья, каких-либо прав Чорной на обеспечение жильём этими действиями не нарушило.
С этим выводом гарнизонного военного суда согласен и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", обеспечение жильем военнослужащих граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Поскольку Чорная, как это следует из имеющейся в материалах дела ксерокопии выписки из приказа командира войсковой части 70148 N 93 от 13 мая 2011 года (л.д.7), уволена с военной службы по основанию, предусмотренному подп. "а" п.2 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", имеет выслугу более 10 лет, она подпадает под категорию лиц, перечисленных в п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а вопросу принятия увольняемых военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, на учет нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства посвящен отдельный нормативно-правовой акт - "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 N 475, от 14.11.2007 N 778, от 06.10.2011 N 824).
Данные Правила в части, не противоречащей требованиям Федерального закона "О статусе военнослужащих", действуют и в настоящее время.
С учетом требований приведенных выше Правил, первым этапом в реализации права военнослужащего на получение жилья по избранному месту жительства является процедура принятия его на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшения жилищных условий), которая до Правительством РФ не определена.
В настоящее время порядок принятия военнослужащих МО РФ на учёт нуждающихся в получении жилья установлен Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом МО РФ от 30 сентября 2010года N1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".
Данный приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 27 октября 2010 года.
В целях организации деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации по исполнению требований указанной Инструкции, приказом МО РФ N 1445 от 3 ноября 2010 года определён
уполномоченный орган - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в данном случае - федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, которое наделено этим же приказом полномочиями признавать военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно уставу федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, утверждённому МО РФ, учреждение вправе создавать обособленные структурные подразделения на территории Российской Федерации по согласованию с Департаментом жилищного обеспечения МО РФ (п. 22).
В соответствии с этим положением устава, в целях организации деятельности федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, приказом начальника учреждения N 01-05/01 от 25 января 2011 года были сформированы территориально обособленные структурные подразделения (отделы), в том числе в г. Североморске, при этом на отделы была возложена обязанность проверять документы, необходимые для принятия военнослужащих на учёт нуждающихся в обеспечении жильём, а в последующем, также предоставлено право начальникам отделов подписывать соответствующие решения.
Поскольку обособленные отделы организационно входят в состава регионального управления и созданы для осуществления его деятельности на определённой территории, мнение автора апелляционной жалобы о том, что федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации не имело права направлять документы заявительницы для рассмотрения вопроса о принятии её на учёт нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства в территориально обособленный отдел N 4 (г. Североморск), на который возложена эта обязанность в отношении военнослужащих воинских частей дислоцированных на территории, обслуживаемой указанным отделом, в том числе и воинской части, в которой заявительница проходила военную службу, не основано на действующем законодательстве.
Что же касается утверждения представителя заявительницы о том, что гарнизонный военный суд необоснованно руководствовался перечисленными автором апелляционной жалобы приказами МО РФ, а также приказом начальника федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения", так как они не были официально опубликованы, то оно ошибочно, поскольку указанные приказы не относятся к нормативным правовым актам, которые, в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" подлежат соответствующей публикации.
Не может служить основанием для отмены или изменения решения гарнизонного военного суда и утверждение автора апелляционной жалобы о том, что суд, привлекая к участию в деле ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия", не провёл с самого начала подготовку по делу, не уведомив об этом всех лиц и не разъяснив права и обязанности, поскольку какие-либо права заявительницы при этом нарушены не были, а само ФБУ, которое было привлечено к участию в деле лишь для разрешения вопросов связанных с судебными расходами, жалобу на решение гарнизонного военного суда не подавало.
Не является безусловным основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции и то обстоятельство, что судебное заседание проведено без участия заявительницы и её представителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 254 ГПК РФ заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Чорная подала заявление не в Северомосркий гарнизонный военный суд, то есть по месту своего жительства, а по месту нахождения государственного учреждения, то есть в Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд. При этом, как видно из имеющегося в материалах дела уведомления о вручении извещения, о времени и месте судебного заседания заявитель была извещена в срок достаточный для своевременной явки в судебное заседание.
При таких обстоятельствах ничем не подтверждённая ссылка автора апелляционной жалобы на невозможность своевременного прибытия в судебное заседание по материальным соображениям, не может служить уважительной причиной для отложения судебного разбирательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 16 января 2012 года по заявлению ЧОРНОЙ Ларисы Юрьевны на действия ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, связанные с направлением 31 августа 2011 года в территориальный обособленный отдел N 4 документов для решения вопроса о принятии её на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявительницы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.