Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 29 марта 2012 г.
(Извлечение)
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего Гогина А.В.,
судей: Кунцевича Ю.М.,
Царькова В.Н.,
при секретаре Навлевой Е.О., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Кардаша В.М. на решение Воркутинского гарнизонного военного суда от 23 января 2012 года по заявлению подполковника Кардаша Вячеслава Михайловича об оспаривании приказа военного комиссара Республики Коми об исключении из списков личного состава части.
Заслушав доклад судьи Кунцевича Ю.М., еспублики Р окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Из материалов дела следует, что приказом командующего войсками Ленинградского военного округа от 31 марта 2009 года N 118 начальник 3 отделения офицеров запаса военного комиссариата города Инта Республики Коми Кардаш В.М. в связи с проводимыми организационно - штатными мероприятиями освобожден от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение командующего.
Согласно приказу Главнокомандующего сухопутными войсками ВС РФ от 30 августа 2010 года N 175 заявитель зачислен в распоряжение командующего войсками Западного военного округа с содержанием в списках личного состава военного комиссариата Республики Коми.
В соответствии с приказом командующего войсками Западного военного округа от 19 августа 2011 года Кардаш В.М. зачислен в распоряжение командира 40 топогеодезического отряда округа, во исполнение которого военным комиссаром Республики Коми издан приказ от 22 сентября 2011 года N 128/вс об исключении его из списков личного состава военного комиссариата с 26 сентября 2011 года.
Кардаш В.М. обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить в этой части этот приказ военного комиссара.
Рассмотрев данное заявление, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных в нем требований.
В апелляционной жалобе заявитель выражает несогласие с принятым судебным постановлением, просит его отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
Так, он считает ошибочным вывод суда о том, что исключение его из списков военного комиссариата произведено правомочным должностным лицом, поскольку с 01 декабря 2009 года военный комиссариат не является органом военного управления, а должность военного комиссара подлежит комплектованию гражданским персоналом, т.е. не является воинской по штату. Следовательно, по его мнению, военный комиссар в соответствии с общевоинскими уставами не является командиром (начальником) и не наделен всей полнотой исполнительной власти по отношению к военнослужащим, находящимся в распоряжении командующего войсками Западного военного округа, т.е. воинского должностного лица, правомочного разрешать вопрос об исключении его из списков личного состава.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить, в частности, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 01 сентября 2007 года N 1132 (в ред. Указов Президента РФ от 19.05.2008 N 811, от 22.06.2009 N 709), военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов. В своей работе руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации. Командующий войсками военного округа является прямым начальником личного состава военных комиссариатов и руководит их деятельностью. Военные комиссариаты содержатся и комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом в соответствии с их структурой и штатной численностью, устанавливаемыми Министерством обороны Российской Федерации. Военный комиссар субъекта Российской Федерации подчиняется командующему войсками военного округа и является прямым начальником личного состава военных комиссариатов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.
В силу п. 7 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий в случае перевода к новому месту службы направляется туда после сдачи дел и освобождения от воинской должности, но не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью приказа или письменного извещения о его переводе, кроме случаев, когда военнослужащий находится в отпуске, в командировке или на лечении.
Как следует из вступившего в законную силу решения Воркутинского гарнизонного военного суда от 03 ноября 2011 года, Кардашу В.М. отказано в удовлетворении его требования о признании незаконным приказа командующего войсками Западного военного округа от 19 августа 2011 года N 182 о зачислении его в распоряжение 40 топогеодезического отряда округа, дислоцированного в г. Петрозаводске.
Поэтому следует признать, что военный комиссар Республики Коми, исполняя приказ своего прямого начальника, действуя в рамках предоставленных ему законодательством полномочий, издал законный приказ об исключении заявителя из списков личного состава вверенного ему комиссариата.
При этом, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеет никакого определяющего значения по делу то обстоятельство, что военный комиссар по штатному расписанию не замещает воинскую должность. В частности, по смыслу упомянутого выше Указа Президента РФ от 01 сентября 2007 года N 1132 решение об исключении сотрудника, которым может быть и военнослужащий, из списков военного комиссариата субъекта Российской Федерации принимает его руководитель. Иное толкование автором апелляционной жалобы действующего законодательства основано на его ошибочном понимании.
Все остальные доводы жалобы значимыми не являются и не влияют на законность и обоснованность принятого судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Воркутинского гарнизонного военного суда от 23 января 2012 года по заявлению подполковника Кардаша Вячеслава Михайловича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.