Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 05 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Савельева И.Г.,
судей: Кунцевича Ю.М.,
Царькова В.Н.
при секретаре Сидорчук Е.А., с участием: заявителя и его представителя Щеглова В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Санкт - Петербургского гарнизонного военного суда от 9 февраля 2012 года по заявлению Черникова Игоря Валерьевича об оспаривании действий начальника Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО), связанных с отказом заявителю в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и снятием с учета нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н., объяснения заявителя и его представителя в обоснование доводов жалобы, окружной военный суд,-
УСТАНОВИЛ:
Как следует из решения суда и материалов дела, после вступления в брак 25 мая 1998 года Черников, проходивший службу в г.Северодвинск Архангельской обл., зарегистрировался в квартире родителей жены по адресу г. Санкт - Петербург, ул. Планерная, дом 2, кв. 23, жилой площадью 36.9 кв.м. общей 57.7 кв.м.
В сентябре 1999 года Черников был переведен к новому месту службы в г. Санкт - Петербург.
В 2000 году указанная квартира была приватизирована родителями жены заявителя по 1/2 доли. От участия в приватизации данного жилого помещения Черников отказался.
После обращения Черникова в жилищную комиссию Санкт - Петербургского военно - морского института, где он проходил военную службу, с рапортом о постановке его на учет нуждающихся в получении жилого помещения по месту прохождения военной службы, решением от 31 января 2007 года (протокол N 1) он был включен в списки нуждающихся в получении жилого помещения на основании п.1 ст. 51 ЖК РФ. В этом же протоколе указано, что заявитель зарегистрирован на жилой площади родителей супруги, которую они приватизировали 5 апреля 2000 года. Кроме того, супруга Черникова зарегистрирована и проживает по адресу г. Санкт - Петербург, ул. Победы, дом 36, корп. 1, кв. 130, собственником которой является Черников Роман Олегович, сын жены.
29 июля 2008 года Черников расторг брак с гражданкой Черниковой Н.А. и 8 декабря 2008 года снялся с регистрационного учета по адресу г. Санкт - Петербург, ул. Планерная, дом 2, кв. 23 и перерегистрировался по адресу места службы.
Извещением ДЖО МО РФ N 53324 от 10 сентября 2011 года Черников был уведомлен о распределении ему двухкомнатной квартиры N 4 по адресу г. Санкт - Петербург, п. Шушары Славянка, ул. Ростовская, д.4, корп. 7, общей площадью 50.6 кв.м. с предложением компенсации за счет личных средств площади жилого помещения превышающую норму предоставления.
Решением заместителя начальника Управления ЗРУЖО от 2 декабря 2011 года N 02-24/0058 Черников, на основании п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ и приказа Министра обороны РФ N 1280 от 30 сентября 2010 года, снят с учета нуждающихся в получении жилого помещения.
Решением того же должностного лица от 2 декабря 2011 года N 03-31/0577 Черникову отказано в предоставлении выделенного ДЖО МО РФ жилого помещения в связи со снятием его с очереди нуждающихся.
Полагая свои права нарушенными, Черников обратился в военный суд с заявлением, в котором с учетом последующих уточнений, просил признать незаконными решения начальника ЗРУЖО ФГУ от 2 декабря 2011 года N 02-24/0058 о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях и от 2 декабря 2011 года N 03-31/0577 об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на распределенную ему двухкомнатную квартиру N 4 общей площадью 50,6 кв. м., по адресу: г. Санкт-Петербург, п. Шушары Славянка, ул. Ростовская дом. 4, корпус 7 и отменить их, а также повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему указанного жилого помещения.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления Черникову отказал.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование жалобы он указывает, что суд не учел того обстоятельства, что на момент отказа от участия в приватизации в 2000 году положения ст. 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" на него не распространялись, а потому на момент отказа от участия в приватизации он не мог сохранить право бессрочного пользования жилым помещением родителей жены.
Сообщает, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и иные лица, но такое признание допускается только в судебном порядке.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным, основанным на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно части 1 статьи 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вопреки доводам жалобы, обязательного признания граждан, вселенных в жилое помещение, членами семьи собственника этого жилого помещения, в судебном порядке, не требуется.
Действительно, согласно части 4 статьи 31 ЖК РФ, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Вместе с тем, согласно положению статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", действие положений части 4 статьи 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Таким образом, Черников, являясь бывшим членом семьи собственника жилого помещения в соответствии со статьей 31 ЖК РФ, имел право пользования данным жилым помещением наравне с его собственниками. Каких - либо соглашений, ограничивающих его право пользования жилым помещением, что следует из материалов дела, между ним и родителями его бывшей супруги не заключалось.
Поскольку на момент приватизации квартиры Черников имел равное с родителями своей жены право пользования этим жилым помещением, а, отказ от участия в приватизации не повлек утраты права пользования жилой площадью, то заявитель сохранил это право и после приватизации, в связи с чем на 31 января 2007 года не мог быть признан нуждающимся в получении жилого помещения по п. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Иное видение автором жалобы порядка применения норм законодательства относительно прав лиц, вселенных в жилое помещение, является ошибочным.
При указанных обстоятельствах решение суда относительно законности действий руководства ЗРУЖО по снятию заявителя с учета нуждающихся предоставлении жилого помещения, об отказе в предоставлении распределенного жилого помещения по указанным причинам, а также об отказе в удовлетворении требований заявителя, является правильным,
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327 - 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Санкт - Петербургского гарнизонного военного суда от 9 февраля 2012 года по заявлению Черникова Игоря Валерьевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.