Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 19 апреля 2012 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: ГОГИНА А.В.,
СУДЕЙ: ОБЪЕКТОВА Е.Л.,
ПОЗДНЯКОВА С.И.,
при секретаре Навлевой Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 9 февраля 2012 года по заявлению
ЗАЙЦЕВА Фёдора Анатольевича.
Заслушав доклад судьи Позднякова С.И., объяснения представителя Министра внутренних дел Российской Федерации Пузикова В.В., поддержавшего свою апелляционную жалобу, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Гарнизонный военный суд частично удовлетворил заявление Зайцева, признав незаконным отказ Министра внутренних дел РФ обеспечить заявителя и членов его семьи жилым помещением по установленным нормам по избранному постоянному месту жительства в г. Санкт-Петербурге и обязал Министерство внутренних дел РФ обеспечить его и членов семьи жилым помещением по установленным нормам в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Этим же решением гарнизонный военный суд отказал заявителю в удовлетворении требований о признании незаконным решения центральной жилищной комиссии СЗРК ВВ МВД России от 23 сентября 2011 года (протокол N 6), утвержденное командующим СЗРК ВВ МВД России об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства в г. Санкт-Петербурге.
Не соглашаясь с решением гарнизонного военного суда в части удовлетворения требований Зайцева, представитель Министра внутренних дел, ссылаясь в апелляционной жалобе на Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон от 29 июня 2009 года N 3-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации", а также на Федеральные законы "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе", приходит к выводу о том, что заявитель должен обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, выделяемых Судебному департаменту при Верховном Суде РФ. Кроме того, автор апелляционной жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что Зайцев на жилищном учете в министерстве внутренних дел России никогда не состоял и просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения заявления Зайцева и принять в этой части новое решение, отказав заявителю в удовлетворении его требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Зайцев, приводя мотивы, аналогичные изложенным в решении суда первой инстанции, просит решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела видно, что требование заявителя о возложении на министерство внутренних дел РФ обязанности обеспечить его жильем в избранном после увольнения с военной службы месте жительства рассмотрено с достаточной полнотой и тщательностью. При этом суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, исследовал и проанализировал необходимые доказательства. Выводы суда по этому вопросу, изложенные в обжалуемом решении, являются мотивированными и соответствуют обстоятельствам дела, в их основе лежит правильное применение и толкование норм материального права. Решение суда, вопреки утверждению автора апелляционной жалобы, соответствует действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе представителя министра внутренних дел доводы были известны суду первой инстанции, проверялись в судебном заседании и обоснованно отвергнуты с приведением убедительных мотивов в решении. Эти доводы сводятся по существу к переоценке выводов суда первой инстанции, которые являются правильными.
Согласно материалам дела, Зайцев 25 июня 2005 года заключил с Министерством внутренних дел РФ контракт о прохождении военной службы и был зачислен в кадры ВВ МВД России, а затем прикомандирован к военным судам для назначения на должности, подлежащие комплектованию за счет численности ВВ МВД России.
При этом, в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим порядок прохождения военной службы, заявитель сохранил статус военнослужащего и на него, как на военнослужащего, применительно к данному делу, распространялись требования нормативных актов, регулирующих вопросы обеспечения военнослужащих жильем, в том числе содержащиеся в ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" и Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1054 от 06.09.1998 года.
Уволен Зайцев с военной службы приказом Министра внутренних дел РФ от 17 февраля 2010 N 177 л/с по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 2 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Увольнение заявителя с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями осуществлялось в соответствии с ФКЗ от 29 июня 2009 года N3-ФКЗ
"О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации".
Принятие этого закона ни в коей мере не ограничило прав заявителя, как военнослужащего, на получение жилого помещение по избранному после увольнения месту жительства.
Из содержания названного закона видно, что на военнослужащих, прикомандированных на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона к аппаратам военных судов, Военной коллегии или Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), где учреждены должности федеральной государственной гражданской службы, при увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации для военнослужащих при их увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию (п.9).
Согласно п.14 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
То обстоятельство, что на момент издания приказа об увольнении с военной службы, заявитель удовлетворял всем перечисленным выше требованиям, никем не оспаривается.
Очевидно, что ни Верховный Суд РФ, ни Судебный департамент при Верховном Суде РФ не являются федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Между тем, министерство внутренних дел России является именно таким органом.
Поскольку заявитель заключал контракт о прохождении военной службы с министерством внутренних дел России, был прикомандирован к военным судам РФ с оставлением на военной службе за счет штатной численности этого министерства, был уволен с военной службы соответствующим приказом Министра внутренних дел РФ, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по обеспечению заявителя, как военнослужащего, жильем по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства должна быть возложена на министерство внутренних дел России.
Такой вывод в полной мере соответствует и содержанию письма директора административного Департамента правительства Российской Федерации от 28 июля 2010 года, адресованного, в частности, и в МВД России.
Из содержания этого письма непосредственно усматривается, что поскольку контракты о прохождении военной службы заключаются с физическими лицами федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (пункт 1 статьи 2 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), реализация прав и социальных гарантий, в том числе и в части обеспечения жильем, осуществляется этими федеральными органами исполнительной власти в порядке установленном ФЗ "О статусе военнослужащих".
Иные приведенные в апелляционной жалобе представителя МВД России доводы, в данном случае, не являются значимыми и не могут служить основанием для отказа в реализации закреплённого в Федеральном законе права уволенного военнослужащего на обеспечение жильём в избранном им месте жительства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 9 февраля 2012 года по заявлению ЗАЙЦЕВА Фёдора Анатольевича
на действия Министра внутренних дел РФ, связанные с отказом в обеспечении заявителя жильём в избранном месте жительства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.