Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 13 августа 2012 г.
(Извлечение)
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Гогина А.В.,
судей: Объектова Е.Л.,
Кислова Д.Н.,
при секретаре Навлевой Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Петрозаводского гарнизонного военного суда от 21 мая 2012 года по гражданскому делу по заявлению полковника Тюрнина Василия Михайловича об оспаривании действий военного комиссара Республики Коми, связанных с исключением его из списков личного состава военного комиссариата.
Заслушав доклад судьи Кислова Д.Н., возражения на жалобу представителя военного комиссара Республики Коми Слипченко С.И., заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры ЗапВО подполковника юстиции Какушадзе Т.Л., предложившего решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, окружной военный суд, -
УСТАНОВИЛ:
Тюрнин обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным приказ военного комиссара Республики Коми от 10 января 2012 года N 1/вс об исключении из списков личного состава военкомата с 11 января того же года, по мотивам неполного обеспечения положенным довольствием, невыплаты компенсации за поднаем жилья и отсутствия у военного комиссара с 5 октября 2011 года полномочий на издание такого приказа.
Решением гарнизонного военного суда от 21 мая 2012 года заявление удовлетворено частично.
Действия должностного лица, выразившиеся в неполном обеспечении заявителя положенным довольствием и невыплате компенсации за поднаем жилого помещения, признаны незаконными, с возложением обязанности устранить допущенные нарушения.
В удовлетворении требования о признании незаконным и подлежащим отмене приказа суд отказал, установив наличие у должностного лица оснований и компетенции для исключения заявителя из списков личного состава военного комиссариата.
В апелляционной жалобе, с учетом внесенных в нее изменений, Тюрнин высказывает несогласие с решением суда в части требования о признании незаконным и подлежащим отмене приказа, и просит принять новое решение об удовлетворении данного требования.
Он указывает, что, вопреки мнению суда, приказ Министра обороны РФ от 5 октября 2011 года N 1818, которым право издания приказов по личному составу предоставлено Министру обороны РФ, был опубликован в СМИ и правовых базах данных, и являлся обязательным для исполнения.
Вывод о наличии у военного комиссара полномочий по исключению военнослужащих из списков личного состава суд обосновал положениями приказа Министра обороны РФ от 11 декабря 2004 года N 410, предоставляющими право издания приказов по личному составу должностным лицам, для которых штатом предусмотрены воинские звания.
Однако, для военного комиссара, являющегося гражданским лицом, воинского звания не предусмотрено, он не является для военнослужащих командиром (начальником), подтверждением чему служит приказ Министра обороны РФ от 13 октября 2008 года N 520 "Об утверждении перечня должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала, в Вооруженных Силах РФ".
К тому же выводу пришли Воркутинский и Петрозаводский гарнизонные военные суды при рассмотрении дел N 2-17/2011 и N 2-31/2012, соответственно.
В результате, судом не выполнено требование п.25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" о выяснении полномочий должностного лица на принятие решения или совершение действия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что приказом командующего войсками ЗапВО от 19 августа 2011 года N 182 полковник Тюрнин, проходивший военную службу в военном комиссариате Республики Коми в г. Сыктывкаре, в связи с организационно-штатными мероприятиями зачислен в распоряжение командира войсковой части 42396, дислоцирующейся в г. Петрозаводске.
Во исполнение данного приказа, приказом военного комиссара Республики Коми от 10 января 2012 года N 1/вс Тюрнин с 11 января того же года исключен из списков личного состава военкомата, снят со всех видов довольствия и направлен для дальнейшего прохождения службы в указанную воинскую часть.
Как верно отмечено в решении, в Министерстве обороны РФ до 5 октября 2011 года действовал приказ от 11 декабря 2004 года N 410, которым были утверждены Полномочия должностных лиц Вооруженных Сил РФ по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий (далее - Полномочия).
Пунктом 1 названных полномочий было установлено, что назначение офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, зачисление в распоряжение, увольнение с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляется приказами соответствующих командиров (начальников) по личному составу.
Приказом Министра обороны РФ от 5 октября 2011 года N 1818 приказ от 11 декабря 2004 года N 410 был отменен и определено, что проекты приказов по личному составу представляются на подпись Министру обороны РФ.
Таким образом, в силу приведенных норм с 5 октября 2011 года полномочия по зачислению офицеров и прапорщиков в распоряжение перешли непосредственно к Министру обороны РФ.
Однако, упомянутый приказ командующего войсками ЗапВО о зачислении Тюрнина в распоряжение был издан ранее указанной даты и новый порядок издания приказов по личному составу на него не распространялся.
Что касается приказа об исключении заявителя из списков личного состава, то, вопреки мнению заявителя, приказ Министра обороны РФ от 5 октября 2011 года N 1818 никаких правил и полномочий по изданию приказов по строевой части не устанавливает.
Мнение о том, что приказы по личному составу и по строевой части тождественны, и в связи с этим компетенция по изданию приказов об исключении военнослужащих из списков личного состава воинской части должна определяться в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 5 октября 2011 года N 1818, является ошибочным.
Согласно ст. 95 Устава внутренней службы ВС РФ и п. 24 Временной инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Минобороны РФ 19 августа 2009г. N205/2/588, командир (начальник) воинской части отдает письменные приказы по строевой части, по боевой подготовке и другим вопросам, право регламентировать которые ему предоставлено.
При этом в соответствии с пунктами "а" и "б" пункта 24 Временной инструкции по делопроизводству зачисление военнослужащих в списки личного состава воинской части и исключение из них регламентируется приказами по строевой части.
Содержание пункта 24 Временной инструкции по делопроизводству свидетельствует о том, что исключение из списков личного состава воинской части по общему правилу производится командиром той воинской части, в списочном составе которой числится военнослужащий.
Таким образом, принятие решения об исключении военнослужащего из списков личного состава приказом по той воинской части, в которой он проходит военную службу, соответствует приведенным нормам.
Наличие у военного комиссара полномочия издавать приказы по строевой части не опровергается, а подтверждается п.2 приказа Министра обороны РФ от 13 октября 2008 года N 520, в соответствии с которым должности, перечисленные в Перечне, комплектуются лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации лишь при отсутствии в их подчинении военнослужащих.
Грамматическое толкование данной нормы в системной взаимосвязи со ст. 95 Устава внутренней службы ВС РФ и п. 24 Временной инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах РФ позволяет прийти к выводу, что прохождение военнослужащими военной службы в военном комиссариате означает наличие у военного комиссара прав воинского начальника по отношению к ним и компетенции по реализации соответствующих полномочий.
Ссылка в жалобе на судебные постановления, принятые по другим делам, с учетом требований, изложенных в ч.2 ст.61 ГПК РФ, значения не имеет, поскольку они основаны на оценке иных фактических обстоятельствах, установленных по этим делам.
Не может являться достаточным основанием для признания приказа незаконным и неполный расчет Тюрнина, поскольку гарантия, установленная в п.16 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, распространяется только на военнослужащих, уволенных с военной службы, к которым заявитель не относится.
В данном случае полное восстановление нарушенного права военнослужащего произведено судом путем возложения на воинское должностное лицо обязанности по обеспечению его положенным довольствием и выплате компенсации. Отмены приказа об исключении из списков личного состава в этом случае не требовалось.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Петрозаводского гарнизонного военного суда от 21 мая 2012 года по гражданскому делу по заявлению Тюрнина Василия Михайловича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.