Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 19 ноября 2012 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего: САВЕЛЬЕВА И. Г.
судей: КУНЦЕВИЧА Ю. М.
ЦАРЬКОВА В.Н.
при секретаре Волкове В.В. рассмотрел в судебном заседании от 19 ноября 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя должностного лица на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 6 сентября 2012 года по заявлению капитана запаса Большова Павла Николаевича об оспаривании действий начальника Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (ЗРУЖО), связанных с отказом в предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Савельева И.Г., объяснения заявителя и его представителя Шевердина А.Б, просивших оставить решение без изменения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Согласно извещению Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 28 мая 2012 года Большову на семью, состоящую из 3 человек, с учетом права на дополнительную площадь была распределена трехкомнатная квартира общей площадью 72, 9 кв.м. в Санкт-Петербурге, Шушары, Славянка, ул. Полоцкая, д. 14 корп.1, кв. 122.
Решением от 9 июля 2012 года N 03-31/561 заместитель начальника ЗРУЖО отказал Большову в предоставлении данного жилого помещения, поскольку в связи с увольнением с военной службы и прекращением статуса военнослужащего - преподавателя военно-учебного заведения он утратил право на дополнительную жилую площадь. На состав семьи 3 человека ему полагается жилое помещение общей площадью не более 63 кв.м. (18*3+9).
В заявлении в суд Большов просил признать незаконными действия начальника ЗРУЖО, связанные с отказом в предоставлении квартиры и обязать должностное лицо распределить ему это жилое помещение.
Суд удовлетворил заявление полностью и указал в решении, что в соответствии с п. 31 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, Большов имел право на дополнительную общую площадь жилого помещения, как военнослужащий-преподаватель военного образовательного учреждения профессионального образования. Эту должность он занимал до увольнения с военной службы. Кроме того, увольнение Большова в связи с организационно-штатными мероприятиями носит вынужденный характер, в период службы его право на указанную льготу государством реализовано не было.
В апелляционной жалобе представитель должностного лица просит отменить решение вследствие нарушения судом норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. В жалобе отмечается, что Большов относился к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебными жилыми помещениями. Право на получение жилого помещения по договору социального найма у них возникает по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы 10 лет и более. Таким образом, в период военной службы на должности преподавателя военно-учебного заведения Большов имел право на дополнительную площадь только в служебном жилом помещении. Распределенное ему жилое помещение не является служебным. На момент рассмотрения вопроса о предоставлении жилого помещения Большов не являлся военнослужащим-преподавателем, а поэтому действие п.8 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на него не распространяется.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд полагает отменить решение по следующим основаниям.
Согласно п.8 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на дополнительную общую площадь жилого помещения имеют офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья и в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие-преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания.
Из данной правовой нормы следует, что перечисленные в ней лица имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения лишь в период прохождения военной службы. Исключение из их числа составляют офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, за которыми эта льгота сохраняется и после увольнения с военной службы.
Поскольку на день предоставления жилого помещения Большов не обладал статусом военнослужащего в связи с увольнением с военной службы, право на дополнительную площадь у него отсутствовало, несмотря на то, что до увольнения он занимал должность преподавателя военного образовательного учреждения профессионального образования.
Таким образом, вывод суда о сохранении за Большовым, имевшим воинское звание капитан, указанного права после увольнения с военной службы не основан на законе.
Действительно, в период военной службы в должности преподавателя Большову не было предоставлено жилое помещение с учетом дополнительной площади. Однако, это обстоятельство вовсе не свидетельствует о незаконности решения ЗРУЖО.
Как следует из материалов дела, первый контракт о прохождении военной службы Большов заключил после 1 января 1998 года. На день увольнения в 2009 году в связи с организационно-штатными мероприятиями общая продолжительность его военной службы составляла 10 лет и 3 месяца, в том числе 1 год и 5 месяцев в должности преподавателя.
В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие указанной категории на весь срок военной службы обеспечиваются только служебными жилыми помещениями. Следовательно, право Большова на дополнительную площадь подлежало реализации только при предоставлении служебного жилого помещения в период прохождения военной службы. В данном случае, Большов претендует на дополнительную площадь в жилом помещении по договору социального найма, правом на которое в период службы он не обладал.
По смыслу ст. ст. 57, 58 ЖК РФ законные интересы граждан учитываются при предоставлении жилого помещения. Поскольку на день принятия ЗРУЖО оспариваемого решения Большов утратил статус военнослужащего, в предоставлении жилого помещения с дополнительной жилой площадью ему отказано правомерно. При этом существенное значение для дела имеет то обстоятельство, что заявитель дал согласие на получение жилого помещения после увольнения с военной службы.
Довод суда о вынужденном характере увольнения заявителя не имеет правового значения и не соответствует действительности. Из приказа командующего Железнодорожными войсками от 14 октября 2009 года N 164 видно, что Большов уволен с военной службы на основании представления и рапорта самого заявителя, в котором он дал согласие на увольнение с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений (л.д. 7). Кроме этого приказа, никаких иных сведений об обстоятельствах увольнения заявителя и его отношении к увольнению, в материалах дела не имеется. При таких данных следует полагать, что вывод о вынужденном характере увольнения Большова является лишь предположением суда, не подкрепленным убедительными доказательствами об увольнении заявителя вопреки его желанию продолжать военную службу.
Как указано в п. 8 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами.
Следовательно, из содержания п. 31 Правил учета не может вытекать самостоятельное право бывшего военнослужащего на дополнительную площадь жилого помещения, которое не предусмотрено п. 8 названного федерального закона. Систематическое и грамматическое толкование этих правовых норм не предполагает ни противоречий между ними, ни возможности применения отдельно друг от друга. В связи с этим ссылка суда первой инстанции в обоснование своего вывода только на положения п. 31 Правил является необоснованной.
Так как размер распределенного Большову жилого помещения превышал установленную ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норму, решение ЗРУЖО об отказе в его предоставлении является правильным.
Принимая во внимание, что суд неправильно истолковал нормы материального права, а выводы в решении не соответствуют обстоятельствам дела, оно в соответствии с п.п. 3,4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового решения на основании имеющихся в деле доказательств.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 19 ноября 2012 года по заявлению капитана запаса Большова Павла Николаевича об оспаривании действий начальника Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, связанных с отказом в предоставлении жилого помещения, отменить.
Принять новое решение. В удовлетворении заявления Большова П.Н. отказать полностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.