Решение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 17 декабря 2012 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: САВЕЛЬЕВА И.Г.,
СУДЕЙ: ЛАЗАРЕВА Е.В.,
ПОЗДНЯКОВА С.И.,
при секретаре Купцове А.А.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 24 сентября 2012 года по заявлению
ХАУРИНЕНА Антона Григорьевича
об оспаривании решения Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии заявителя на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Позднякова С.И., объяснения заявителя Хауринена А.Г., поддержавшего свою апелляционную жалобу, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Гарнизонный военный суд отказал в удовлетворении заявления Хауринена, в котором он просил отменить решение Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N 02-23/162 от 12 апреля 2012 года об отказе в принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и обязать это региональное управление принять его на указанный учёт.
Не соглашаясь с решением гарнизонного военного суда, Хауринен в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований. Обосновывая апелляционную жалобу, её автор пишет, что суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении его требований, дал оценку обстоятельствам, не указанным в решении Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии его на учёт нуждающихся в обеспечении жильём. Кроме того, Хауринен указывает на то обстоятельство, что за период военной службы жильём за счёт МО РФ не обеспечивался, а земельный участок для индивидуального жилищного строительства получил от органов местного самоуправления до принятия Федерального закона "О статусе военнослужащих", при этом суд не дал оценку положениям ст. 56 ЖК РФ, согласно которой граждане могут быть сняты с учёта нуждающихся в обеспечении жильём в случае получения земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих троих и более детей. Необоснованно, по мнению заявителя, суд сослался в обжалуемом решении и на то обстоятельство, что он проживает на служебной жилой площади и к нему не предъявляются требования о выселении. По мнению Хауринена, данное обстоятельство является доказательством его не обеспечения жильём в период военной службы и свидетельствует о том, что связь с МО РФ им до настоящего времени не утрачена.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из содержания имеющейся в материалах дела ксерокопии решения Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 12 апреля 2012 года N 02-23/162, подписанного заместителем начальника управления, Хауринену отказано в постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на указанном учёте (л.д.148).
Из содержания обжалуемого решения должностного лица следует, что Хауринену отказано в постановке на указанный учёт на том основании, что на момент подачи заявления он не являлся военнослужащим.
Оспаривая решение должностного лица Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Хауринен, ссылаясь на Федеральный закон "О статусе военнослужащих", полагал, что и после увольнения с военной службы имеет право на обеспечение жилым помещением за счёт МО РФ, так как общая выслуга его на военной службе составляет более 10 лет, уволен он по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и жильём до настоящего времени не обеспечен.
Отказывая в удовлетворении заявления Хауринена, гарнизонный военный суд пришёл к выводу, что должностное лицо Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, принимая обжалуемое заявителем решение, действовал в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с действующим жилищным законодательством, регламентирующим обеспечение военнослужащих жильём за счёт федерального бюджета.
С таким выводом гарнизонного военного суда согласен и суд второй инстанции.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2003 года N 453-О, военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальными правилам.
Право военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями закреплено в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жильём военнослужащих МО РФ осуществляется по правилам, установленным в "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма" (приложение к приказу Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, на весь период военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, а те из них, кто заключил контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), служебные жилые помещения предоставляются на первые пять лет военной службы и при продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Согласно материалам дела, Хауринен относился к военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, то есть к той категории, которые имели право в период прохождения военной службы на получение жилья на общих основаниях.
Вместе с тем, решением жилищной комиссии военного комиссариата Республики Карелия от 4 июня 2008 года было отменено ранее принятое решение о распределении заявителю жилья по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в г. Петрозаводске, и он был исключён из списков очередников на получение жилых помещений (л.д.135-136).
Основанием для снятия Хауринена с учёта нуждающихся в обеспечении жильём, как следует из содержания письма заместителя командующего войсками Ленинградского военного округа по расквартированию и обустройству войск от 28 апреля 2008 года N 26/7/854 (л.д. 129), на которое ссылается жилищная комиссия в протоколе своего заседания, послужило то обстоятельство, что заявителю в 1991 году был предоставлен земельный участок для строительства жилого дома, который он в 2007 году подарил другому гражданину.
Указанное решение жилищной комиссии Хауринен не обжаловал.
Не оспаривал заявитель и то обстоятельство, что в связи с увольнением с военной службы исключён из списков личного состава военного комиссариата с 11 мая 2008 года.
В соответствии с п. 1 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма" (приложение к приказу Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280) для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются перечисленные в этом пункте Инструкции документы, в том числе свидетельствующие о том, что подающее их лицо является военнослужащим.
Таких документов Хауринен приложить к заявлению о принятии его на учёт нуждающихся в обеспечении жильём на момент обращения в Федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации не мог, так как фактически военнослужащим не являлся.
Не указал Хауринен и на наличие у него перечисленных в п. 8 той же Инструкции причин, по которым он не смог своевременно направить в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и соответствующие документы для решения вопроса о принятии его на учёт нуждающихся в обеспечении жильём.
При таких обстоятельствах у должностного лица Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации не имелось законных оснований для принятия решения о признании Хауринена нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включения его в соответствующий реестр военнослужащих подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
С учётом этого все остальные доводы автора апелляционной жалобы не могут служить достаточным основанием для отмены или изменения по существу правильного решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 24 сентября 2012 года по заявлению ХАУРИНЕНА Антона Григорьевича об оспаривании решения Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии заявителя на учёт нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.