Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе :
председательствующего ФОМИНОЙ Н.В.
судей ФЕДОСОВОЙ Н.Н. и КИСЕЛЕВА А.П.
с участием прокурора ПУЧКОВОЙ С.Л.
при секретаре ЛАГУТА К.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке 09 июня 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Шмыгля Геннадия Григорьевича на решение Елецкого городского суда Липецкой области от 29 мая 2012 года, которым
ПОСТАНОВЛЕНО :
Кандидату в депутаты Совета депутатов г.Ельца пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 Шмыгле Геннадию Григорьевичу об оспаривании Постановления Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов г.Ельца пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 о регистрации Косоруких Олега Николаевича кандидатом в депутаты Совета депутатов г.Ельца пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 -ОТКАЗАТЬ.
Заслушав доклад судьи ФОМИНОЙ Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
27 марта 2012 года Совет депутатов г.Ельца принял решение о назначении выборов депутатов Совета депутатов г.Ельца пятого созыва на 17 июня 2012 года.
12 мая 2012 года окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Совета депутатов г.Ельца пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 вынесла постановление "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов г.Ельца пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 Шмыгля Г.Г.".
16 мая 2012 года та же комиссия вынесла постановление "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов г.Ельца пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 Косоруких О.Н.".
Кандидат в депутаты Совета депутатов г.Ельца пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 Шмыгля Г.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов г.Ельца пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 о регистрации Косоруких О.Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов г.Ельца пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 7, указывая, что при подаче документов выдвижения и регистрации кандидатом Косоруких О.Н. были нарушены требования избирательного законодательства: не представлен документ, подтверждающий сведения об основном месте работы или службы, а именно справка с места работы и сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных, даже если изменений не было. Просил отменить постановление о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов г.Ельца пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 Косоруких О.Н.
Представитель заявителя по доверенности Плакущев Д.Н., заявленные требования поддержал в полном объеме, дополнительно указывая на то, что кандидат в депутаты Косоруких О.Н. не предоставил в окружную избирательную комиссию ни справку с места работы, ни копию трудовой книжки, что дает основание полагать, что он не предоставил сведения об основном месте работы и занимаемой должности, кроме того не представил в ОИК обязательную справку об изменениях в ранее представленных сведениях либо об отсутствии таковых.
Заинтересованное лицо кандидат в депутаты Совета депутатов г.Ельца пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 Косоруких О.Н. заявленные требования не признал, пояснил, что 20.04.2012. ему была предоставлена надлежащим образом удостоверенная копия распоряжения Главы администрации города Ельца N от 10.11.2002., которую он предоставил в окружную избирательную комиссию. Уведомление о том, что им предоставлены неполные сведения из окружной избирательной комиссии он не получал.
Представители заинтересованного лица окружной избирательной комиссии по выборам Совета депутатов г.Ельца пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 5, исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов г.Ельца пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 председатель Бородина Н.А. и заместитель председателя Щепетильников В.Н. заявленные требования не признали, пояснили, что постановление, которое оспаривает заявитель, законно и обоснованно, так как согласно п. 1.5. постановления НТК города Ельца N 28/226 от 02.04.2012., предусмотрено, что в подтверждение сведений об основанном месте работы, гражданин РФ, выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения обязан предоставить в окружную избирательную комиссию справку с основного места работы, либо копию трудовой книжки, либо выписку из трудовой книжки, либо иной документ для подтверждения данных сведений. Кандидатом Косоруких О.Н. была предоставлена надлежащим образом заверенная копия распоряжения Главы администрации города Ельца N от 10.11.2002., в которой указано место работы и занимаемая кандидатом должность.
В соответствии с частью 6 статьи 32 Закона Липецкой области, избирательная комиссия вправе обратиться с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах. В соответствии с наделанными Законом полномочиями окружная избирательная комиссия обратилась с письменным представлением к председателю комитета по общим вопросам администрации города Ельца. Согласно полученной информации от 27.04.2012. стало известно, что Косоруких О.Н. действительно 10.11.2002. был назначен на должность директора МП "Елецкая обувная фабрика ремонта и индпошива", где продолжает работать в должности директора в настоящее время. В связи с распоряжением Главы администрации города Ельца N 694-р от 24.06.2003. МП "Елецкая обувная фабрика ремонта и индпошива" переименована в МУП "Елецкая обувная фабрика ремонта и индпошива". Таким образом, для ОИК N 5 имелось достаточно достоверной информации для приема указанных документов и принятия по ним соответствующего решения в отношении кандидата Косоруких О.Н., поэтому окружная избирательная комиссия N 5 не извещала кандидата Косоруких О.Н. о каких-либо выявленных недостатках.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С таким решением не согласился заявитель. В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить и постановить новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на те же доводы, что и в суде первой инстанции, а также на неправильное толкование и применение судом норм материального права.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей заявителя Шмыгля Г.Г. по доверенностям Журавлева Е.В. и Плакущева Д.Н., поддержавших положения апелляционной жалобы, заключение прокурора Пучковой С.Л., полагавшей решение суда законным, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно ст. ст. 2 и 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими: они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы; если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года) за каждым гражданином предусмотрены право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений.
В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов г. Ельца Липецкой области четвертого созыва от 27 марта 2012 года N 631 "О назначении выборов депутатов Совета депутатов г.Ельца пятого созыва" было принято решение о назначении выборов депутатов Совета депутатов города Ельца пятого созыва на воскресенье 17 июня 2012 года.
Решением Совета депутатов г. Ельца Липецкой области от 28 октября 2011 г. N 608 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов города Ельца пятого созыва" утверждена предложенная территориальной избирательной комиссией города Ельца схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов города Ельца пятого созыва, в которое 02.03.2012. Решением N 624 были внесены изменения.
Порядок возложения полномочий окружных избирательных комиссий по одномандатным избирательным округам N 6,7,8 на окружную избирательную комиссию /далее ОИК/ по одномандатному округу N5, формирования ОИК по одномандатному округу N 5, избрания председателя этой комиссии и его заместителя судом первой инстанции проверен и никем не оспаривался и не оспаривается.
В силу пункта 1 статьи 34 ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий.
Согласно п. 1 и 2 ст. 33 ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", о выдвижении кандидата, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Аналогичные положения содержатся в части 2 ст. 32 Закона Липецкой области от 06 июня 2007 года N 60-03 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области".
Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что и заявитель Шмыгля Г.Г. и заинтересованное лицо Косоруких О.Н. выдвинули свою кандидатуру в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов города Ельца пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 7, о чем в установленном порядке известили окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Совета депутатов города Ельца пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 и сдали соответствующие документы.
12 мая 2012 года окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Совета депутатов города Ельца пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 было вынесено Постановление N 9/27 "О регистрации кандидата Шмыгли Г.Г." и выдано удостоверение.
16 мая 2012 года окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Совета депутатов города Ельца пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 было вынесено Постановление N 12/35 "О регистрации кандидата Косоруких О.Н." и выдано удостоверение.
Эти обстоятельства признаны участниками процесса и никем из них не оспаривались.
Согласно ч.6 ст. 76 ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Доводы заявителя, изложенные в заявлении, и его представителя по доверенности Плакущева Д.Н., приведенные в судебном заседании, о том, что документом, подтверждающим сведения об основном месте работы, о занимаемой должности, роде занятий является только справка с места работы, суд первой инстанции правильно признал, как основанные на ошибочном толковании закона. Так как, согласно положений Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Липецкой области от 06 июня 2007 года N 60-03 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области", которые приведены выше, кандидат, вместе с заявлением о его согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, представляет в соответствующую избирательную комиссию, наряду с другими документами, копии документов, об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), при этом законодатель не конкретизирует название данного документа.
Более того, в пункте 1.5. Постановления Территориальной избирательной комиссии города Ельца N 28/226 от 02.04.2012., разъяснено, что документом об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), может быть: справка с основанного места работы, либо копия трудовой книжки, либо выписка из трудовой книжки, либо иной документ кандидата для подтверждения данных сведений.
В судебном заседании установлено, что Косоруких О.Н., действительно был назначен на должность директора МП "Елецкая обувная фабрика ремонта и индпошива" распоряжением главы администрации г. Ельца от 10.11.2002. N. Распоряжением главы администрации города Ельца от ДД.ММ.ГГГГ. N 694-р утвержден Устав муниципального унитарного предприятия "Елецкая обувная фабрика ремонта и индпошива", в соответствии с которым МП "Елецкая обувная фабрика ремонта и индпошива" было переименовано в МУП "Елецкая обувная фабрика ремонта и индпошива".
Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных суду доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка. Само по себе несогласие заявителя с оценкой судом доказательств по делу не свидетельствует о незаконности судебного решения.
Суд правомерно со ссылкой на пункты 6 и 7 ст.ЗЗ Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и часть 6 ст. 32 Закона Липецкой области от 06 июня 2007 года N 60-03 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области" сделал вывод, что ОИК обоснованно направила представление в комитет по общим вопросам администрации г. Ельца, на которое 27.04.2012. был дан и получен ответ, о том, что Косоруких О.Н., действительно был назначен на должность директора МП "Елецкая обувная фабрика ремонта и индпошива" распоряжением главы администрации г. Ельца от 10.11.2002. N 307-р. Распоряжением главы администрации города Ельца от 24.06.2003. N 694-р утвержден Устав муниципального унитарного предприятия "Елецкая обувная фабрика ремонта и индпошива", в соответствии с которым МП "Елецкая обувная фабрика ремонта и индпошива" было переименовано в МУП "Елецкая обувная фабрика ремонта и индпошива".
Все доводы заявителя и его представителя судом первой инстанции были проверены в полном объеме, выводы суда по делу подробно мотивированы в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам по делу и действующему законодательству, оснований для признания их ошибочными не имеется.
Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, содержащиеся в п.24 статья 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в части 11 ст. 37 Закона Липецкой области от 06 июня 2007 года N 60-03 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области", является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, основания для отказа в регистрации кандидата должны быть существенными, нарушающими действующее законодательства.
Дав анализ как фактическим обстоятельствам, как и действующему избирательному законодательству, как Российской Федерации, так и международному, суд первой инстанции правильно исходил из того, что толкование заявителем закона может привести к необоснованному ограничению права и возможности кандидата на должность депутата городского Совета депутатов быть избранным, поскольку допускает отказ в регистрации кандидатом при не существенных недостатках в представленных для регистрации документах, поскольку само по себе указание "муниципальное предприятие " вместо " муниципальное унитарное предприятие" не меняет форму собственности / муниципальная/, а потому это не может ввести избирателей в заблуждение и тем самым препятствовать их свободному волеизъявлению.
Более того, как следует из смысла статей 38 и 76 Федерального закона " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации " суд по указанному заявителем основанию вправе. но не обязан принять решение об отмене регистрации кандидата.
Из этого следует, что при принятии решения о возможности либо невозможности отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидатом, суд должен анализировать недостоверность сведений с точки зрения существенности таких сведений и возможности введения в заблуждение избирателей. Представители заявителя в суде апелляционной инстанции признали, что обувная фабрика ремонта и индпошива в г. Ельце одна, а потому допущенные неточности в ее наименовании не могли ввести избирателей в заблуждение, а потому судебная коллегия находит законным решение суда первой инстанции, которым заявителю отказано в удовлетворении требований.
В апелляционной инстанции представитель Шмыгли Г.Г. Журавлев Е.В. заявил и том, что в справке о доходах Косоруких О.Н. не указан источник этих доходов, но по этим основаниям требований в суде первой инстанции не заявлялось и предметом судебного разбирательства это не являлось.
Правильно суд пришел и к выводу о том, что, что сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных, предоставляются в том случае, если такие изменения имели место быть с момента уведомления избирательной комиссии и на момент принятия решения о регистрации кандидата, правомерно отвергнут довод представителя заявителя, о том, что данные сведения необходимо предоставлять в любом случае, даже если изменений не было, так как их не предоставление нарушает равенство кандидатов, поскольку такое толкование представителем заявителя норм избирательного законодательства является ошибочным.
Довод апелляционной жалобы заявителя о нарушении судом норм материального права основан на неправильном их истолковании.
Кроме того, доводы апелляционной жалобы сводятся также по существу к переоценке доказательств, которым судом первой инстанции дана правильная правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Елецкого городского суда Липецкой области от 29 мая 2012 года оставить
без изменения, апелляционную жалобу заявителя Шмыгля Г.Г.-
без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна:
Докладчик:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.