Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 14 июня 2012 г. по делу N 33А-406
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Уланова А.Е.,
судей: Свинцова Д.В. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Урманчеевой Л.Ф., с участием заявителя, в открытом судебном заседании рассмотрев гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 13 марта 2012 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего находящегося в распоряжении начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации полковника ФИО1 об оспаривании действий Врид директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ), связанных с отказом в принятии заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, вне очереди.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., объяснения заявителя, в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходит военную службу в городе Москве, где решением жилищной комиссии ГАБТУ МО РФ от 24 сентября 2010 года признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, вне очереди.
31 октября 2011 года заявитель обратился в ДЖО МО РФ с просьбой предоставить ему сведения по реализации его права на получения жилья вне очереди, на что 6 декабря 2011 года получил ответ, что жильем он будет обеспечен в порядке общей очереди, в г. Москве и при наличии квартир, предоставляемых по договорам социального найма.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором, увеличив требования, просил признать незаконными действия Врид директора ДЖО МО РФ, связанные с отказом в признании его нуждающимся в получении жилого помещения вне очереди и обязать указанное должностное лицо: признать за ним и членами его семьи право на внеочередное получение жилья в порядке, определенном "Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации", приложение N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" и повторно рассмотреть его заявление от 31 октября 2011 года.
Кроме того, заявитель просил разрешить вопрос о возмещении судебных расходов.
В удовлетворении заявления суд отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с принятым решением, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование жалобы он указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права, что влечет его отмену.
Считает, что суд, несмотря на то, что решением жилищной комиссии Главного автобронетанкового управления МО РФ он был признан нуждающимся в получении жилого помещения вне очереди, применил ст. 57 ЖК РФ и игнорировал ст. 4 Гражданского кодекса РФ, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Обращает внимание, что решением Московского гарнизонного военного суда от 23 июля 2010 года за ним признано право на внеочередное обеспечение его жильем, которое вступило в законную силу и на настоящий момент никем не отменено.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех имеющих значение для дела обстоятельств, установленных на основании исследованных в судебном заседании доказательств, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Пунктом 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Действовавший на период принятия решения жилищной комиссией ГАБТУ МО РФ п. 12 "Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации", приложение N 1 к приказу Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", определял, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении
жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди.
Согласно пункту 29 указанной Инструкции учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
В соответствии с приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года N 1297 "Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации", приложение N 1 к приказу Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" утратило силу с 9 ноября 2010 года.
На основании пункта 3 положения "О Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации " утвержденного приказом Министра обороны РФ N 1888 от 23 декабря 2010 года "Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" Департамент жилищного обеспечения является центральным органом военного управления и подчиняется заместителю Министра обороны РФ.
Пунктом 7 Положения установлено, что основными задачами Департамента жилищного обеспечения являются, в том числе, организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.
Приказом Минобороны России от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" установлено, что жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма (далее именуются - жилые помещения), распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, в связи с отменой "Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации", приложение N1 к приказу Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" с 9 ноября 2010 года действующим законодательством не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жильем военнослужащих в связи с увольнением с военной службы.
На основании изложенного гарнизонный военный суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно применил ст. 57 ЖК РФ и приказ Минобороны России от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" и обоснованно отказал в удовлетворении заявления ФИО1.
Вопреки утверждению в жалобе, имеющие значение для дела факты по данному делу подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами, а решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных в судебном заседании фактов.
Нарушений норм процессуального права, которые могли быть основанием для отмены обжалуемого решения, судом первой инстанции допущено не было.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается заявитель в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 327.1, п.п. 1, абз. 1 статьи 328 и статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 13 марта 2012 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Верно:
Судья Московского окружного
военного суда В.В. Лаврентьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.