Кассационное определение СК по уголовным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 13 сентября 2011 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по уголовным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Абабкова А.В.,
и судей: Бельдзейко М.Н. и Москвитина О.А.,
с участием прокурора отдела Московской городской военной прокуратуры подполковника юстиции Козлова С.А., защитника-адвоката Давыдова В.Г., при секретаре Х., рассмотрела в судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе защитника - адвоката Давыдова В.Г. на приговор Рязанского гарнизонного военного суда от 20 июля 2011 года, согласно которому военнослужащий войсковой части 00000 младший сержант:
Сергеев Г.М., "данные изъяты",
осужден по п.п. "в", "д" ч. 2 ст. 335 УК РФ к лишению свободы сроком на 6 месяцев, и на основании ст. 55 того же кодекса, лишение свободы Сергееву заменено содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.
Этим же приговором военнослужащий войсковой части 00000 младший сержант Хрычев Н.Г. осужден по п.п. "в", "д" ч. 2 ст. 335 УК РФ к лишению свободы сроком на 7 месяцев, и на основании ст. 55 того же кодекса, лишение свободы Хрычеву заменено содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.
Приговор в отношении Хрычева Н.Г. не обжалован.
Заслушав доклад председательствующего, выступление защитника-адвоката Давыдова В.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение военного прокурора, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сергеев Г.М. признан виновным в нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, сопряженном с насилием, группой лиц, с причинением средней тяжести вреда здоровью.
Как установлено судом первой инстанции, преступление Сергеевым совершено при следующих обстоятельствах.
"дата", около 9 часов, находясь в месте для курения, расположенном вблизи казарменного помещения 1 учебного дивизиона войсковой части 00000, будучи недовольными поведением рядового К., который отказался угостить сослуживцев сигаретами, нарушив требования ст.ст. 9, 10, 16 и 161 Устава внутренней службы ВС РФ и ст.ст. 3 и 4 Дисциплинарного Устава ВС РФ, рядовой Хрычев нанес один удар ногой в область левой голени К., сразу после этого рядовой Сергеев, заранее не договариваясь с Хрычевым, тоже нанес К. один удар ногой в область левой голени. В результате этих противоправных действий потерпевшему К. был причинен вред здоровью средней тяжести.
В кассационной жалобе защитник-адвокат Давыдов В.Г., считая приговор суда несправедливым вследствие чрезмерной суровости назначенного его подзащитному наказания, просит его изменить, назначив осужденному Сергееву наказание с применением ст. 73 УК РФ.
Рассмотрев материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом правильно установлены фактические обстоятельства дела. Вина осужденного Сергеева в совершенном преступлении подтверждена доказательствами, исследованными в судебном заседании и приведенными в приговоре.
Доказательства, положенные в основу приговора, получены в установленном законом порядке, их допустимость сомнений не вызывает.
С учетом того, что преступление Сергеевым совершено на территории войсковой части, вблизи казарменного помещения, в присутствии других военнослужащих, то суд первой инстанции правильно квалифицировал действия Сергеева как нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, сопряженное с насилием. При этом, в связи с тем, что в результате преступных действий потерпевшему был причинен вред здоровью средней тяжести, суд верно квалифицировал содеянное Сергеевым по п. "д" ч. 2 ст. 335 УК РФ.
Однако, поскольку помимо Сергеева удары потерпевшему К. также наносил Хрычев, суд квалифицировал содеянное ими как совершение вышеуказанного преступления группой лиц. Судебная коллегия полагает, что квалифицирующий признак "группой лиц" вменен осужденным излишне по следующим основаниям.
Как следует из материалов уголовного дела, Сергеев и Хрычев, не договариваясь о совершении ими преступления в отношении потерпевшего К., каждый по отдельности, нанесли ему по одному удару ногой в область левой голени, причинив гематому, что повлекло длительное расстройство здоровья потерпевшего на срок свыше трех недель.
Как при описании преступного деяния, так и при даче квалификации действиям осужденного, в описательно-мотивировочной части приговора суд не указал на согласованность действий Сергеева и Хрычева по отношению к потерпевшему К., не был установлен данный факт как в ходе предварительного следствия, так и судебного заседания.
При таких обстоятельствах вывод суда относительно оценки содеянного Сергеевым, а именно - о наличии в его действиях квалифицирующего признака "группой лиц" является ошибочным, в связи с чем данный квалифицирующий признак подлежит исключению.
Таким образом, в силу п. 3 ч. 1 ст. 379 УПК РФ вышеуказанное нарушение судом норм материального права является основанием для изменения судебного решения в кассационном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 360 УПК РФ суд, рассматривающий уголовное дело в апелляционном или кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно обжаловано. Если при рассмотрении уголовного дела будут установлены обстоятельства, которые касаются интересов других лиц, осужденных или оправданных по этому же уголовному делу и в отношении которых жалоба или представление не были поданы, то уголовное дело должно быть проверено и в отношении этих лиц. При этом не может быть допущено ухудшение их положения.
Таким образом, приговор в отношении осужденного Хрычева также подлежит изменению в связи с неправильным применением судом уголовного закона.
При назначении осужденным наказания судом в полной мере учтены положения ст.ст. 6, 60 УК РФ. Наказание Сергееву и Хрычеву назначено с учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности виновных, в том числе обстоятельств, смягчающих наказание, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденных и на условия жизни их семьи.
Оснований для назначения наказания с применением положений ст. 73 УК РФ, о чем ставится вопрос в кассационной жалобе, судом не установлено, не находит их и судебная коллегия.
Между тем, в связи с исключением из объема обвинения Сергеева и Хрычева квалифицирующего признака "группой лиц", назначенное им наказание подлежит смягчению, а приговор суда, в силу п. 3 ч. 1 ст. 379 УПК РФ, - изменению.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что судом первой инстанции допущена техническая ошибка во вводной части приговора, заключающаяся в неверном указании отчества Хрычева. Как следует из всех процессуальных документов, в том числе ксерокопии паспорта указанного гражданина, его отчество - "Геннадьевич", а не "Генадьевич", указанное судом. Однако данная техническая ошибка не влияет на законность и обоснованность постановленного судом приговора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 373, 377, 378, ч. 1, п. 4 и 388 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Приговор Рязанского гарнизонного военного суда от 20 июля 2011 года в отношении Сергеева Г.М. и Хрычева Н.Г. изменить:
- исключить указание в приговоре о наличии в действиях Сергеева Г.М. и Хрычева Н.Г. квалифицирующего признака "группой лиц";
- считать Сергеева Г.М. осужденным по п. "д" ч. 2 ст. 335 УК РФ к лишению свободы сроком на 4 месяца;
- считать Хрычева Н.Г. осужденным по п. "д" ч. 2 ст. 335 УК РФ к лишению свободы сроком на 5 месяцев.
На основании ст. 55 УК РФ лишение свободы заменить содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.
В остальной части приговор суда оставить без изменения, а кассационную жалобу защитника-адвоката Давыдова В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.