Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 12 июля 2012 г. по делу N 33А-584
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Уланова А.Е.,
судей: Лаврентьева В.В.,
Линкина А.И.,
при секретаре Татарченко Н.М., с участием заявителя ФИО7, представителя военного прокурора Ивановского гарнизона советника юстиции ФИО8 и начальника федерального бюджетного учреждения " N Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации (далее - N Центр МО РФ) подполковника медицинской службы ФИО9 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе указанного начальника N Центра МО РФ на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 23 апреля 2012 года, согласно которому удовлетворено заявление военного прокурора Ивановского гарнизона, поданного в порядке части 1 статьи 45 ГПК РФ в интересах подполковника медицинской службы ФИО1 об оспаривании бездействия начальника N Центра МО РФ, выразившегося в непринятии мер к исключению заявителя из списков личного состава этого центра.
Заслушав доклад судьи Линкина А.И., объяснения воинского должностного лица в обоснование доводов апелляционной жалобы, объяснения заявителя и представителя военного прокурора Ивановского гарнизона, возражавших против её удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, военный прокурор Ивановского гарнизона обратился в военный суд с заявлением, в котором указал, что приказом командира войсковой части N (начальника N Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Воздушно-десантных войск) (далее - N Центр) от 28 декабря 2009 года N 191 ФИО11 в связи с окончанием организационно - штатных мероприятий и сокращением его должности был зачислен в распоряжение воинского должностного лица, издавшего приказ.
В ходе проведения дальнейших организационно-штатных мероприятий N Центр был реорганизован путем присоединения к N главному центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее - N Центр) в форме структурного подразделения, а в последующем вошёл в состав N Центра МО РФ в качестве отдела. При этом решения о назначении ФИО11 на какие бы то ни было воинские должности, либо о его зачислении в распоряжение иного воинского должностного лица приято не было.
Приказом командующего Воздушно-десантными войсками от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО11 уволен с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями.
Вместе с тем, ни начальник N Центра, ни начальник N Центра МО РФ, ни иные воинские должностные лица Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации до настоящего времени не приняли решения об исключении ФИО11 из списков личного состава воинской части.
На основании изложенного военный прокурор в своем заявлении просил суд признать незаконным бездействие начальника N Центра МО РФ в разрешении вопроса об исключении ФИО13 из списков личного состава этого центра и возложить на названное воинское должностное лицо обязанность установленным порядком оформить и представить необходимые для этого документы.
Судом первой инстанции заявление военного прокурора Ивановского гарнизона в интересах ФИО11 удовлетворено.
В апелляционной жалобе начальник N Центра МО РФ просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления военного прокурора Ивановского гарнизона, поданного в интересах ФИО11 по тем основаниям, что у командира войсковой части N ( N Центр) отсутствовали основания для издания приказа от 28 декабря 2009 года N 191 о выведении ФИО14 в свое распоряжение, поскольку от занимаемой должности старшего офицера имеет право освободить только лицо, осуществляющее назначение старших офицеров на должности.
Указывает на то, что в послужном списке ФИО15 отсутствует запись об освобождении его от занимаемой должности начальника микробиологического отделения N Центра.
Кроме того, до настоящего времени каких-либо документов, подтверждающих, что ФИО16 назначен на должность или зачислен в распоряжение начальника N Центра МО РФ не имеется. Таким образом, у него не имеется оснований и для исключения ФИО17 из списков личного состава этого центра.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, пунктами 1 и 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что военнослужащий проходит военную службу на воинской должности либо в распоряжении командира (начальника), в том числе в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести месяцев.
Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части установлен статьёй 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237.
При этом увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения.
Военная служба оканчивается, помимо иных оснований, в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.
Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы.
Как следует из копии приказа Министра обороны Российской Федерации N 388 от 19 апреля 2010 года, N Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Воздушно-десантных войск подлежит реорганизации путем присоединения к федеральному государственному учреждению N главный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации в форме структурного подразделения.
Этим же приказом начальнику Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации - начальнику медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации предписано организовать в установленном порядке проведение до 1 июля 2010 года мероприятий по реорганизации, в том числе и N Центра и закрытие его лицевых счетов.
Из изложенного следует, что в результате вышеприведённых организационно-штатных мероприятий N Центр фактически выведен из оперативного подчинения командующего Воздушно-десантными войсками и включён в единую систему Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно директиве начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации от 18 октября 2010 года отдел (государственного санитарно-эпидемиологического надзора Воздушно-десантных войск) исключён из N Центра. Этим же распоряжением отдел (государственного санитарно-эпидемиологического надзора Воздушно-десантных войск) включён в состав N Центра МО РФ.
Проведение названных организационно - штатных мероприятий подтверждается исследованным судом письменным распоряжением начальника штаба Западного военного округа от 14 декабря 2010 года N 5/1/3187.
Исключение отдела (государственного санитарно-эпидемиологического надзора Воздушно-десантных войск) в полном составе с вооружением и техникой из штата N Центра с 1 декабря 2010 года также подтверждается копией приказа начальника главного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации от 29 ноября 2010 года N 146-К.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что отдел (государственного санитарно-эпидемиологического надзора Воздушно-десантных войск) - бывший N Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Воздушно-десантных войск в настоящее время включён в состав N Центра МО РФ.
Согласно копии приказа командира войсковой части N (начальника N Центра) от 28 декабря 2009 года N 191 ФИО11 в связи с окончанием организационно-штатных мероприятий и сокращением его должности зачислен в распоряжение воинского должностного лица, издавшего приказ.
Как следует из выписки из приказа командующего Воздушно-десантными войсками от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО11 уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Из материалов дела следует, что заявитель после реорганизации N Центра в списки N Центра, а также какого бы то ни было иного воинского подразделения включен не был.
Согласно протоколу судебного заседания свидетель ФИО10 - начальник отдела (государственного санитарно-эпидемиологического надзора Воздушно-десантных войск) пояснил суду, что после зачисления ФИО11 в распоряжение начальника N Центра дальнейшие служебные перемещения этого военнослужащего не проводились. При этом в настоящее время все работники бывшего N Центра зачислены в штат N Центра МО РФ, а военнослужащие, за исключением ФИО11 в распоряжение начальника этого же центра. Филиппов также показал, что он лично неоднократно письменно и устно обращался по вопросам дальнейшего служебного предназначения ФИО11 в различные инстанции, в том числе и к начальнику N Центра МО РФ, однако какого-либо решения принято не было. Помимо этого, он как начальник отдела, лишён полномочий по изданию приказов как по личному составу, так и по строевой части.
При таких обстоятельствах, вопреки мнению, выраженному в апелляционной жалобе, суд пришел к правильному выводу о том, что воинским должностным лицом обязанным оформить в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 октября 2011 года N 1818 необходимые для исключения ФИО11 из списков личного состава воинской части документы, является начальник N Центра МО РФ, поскольку по завершении организационно-штатных мероприятий N Центр в полном составе с вооружением и техникой был включён в штат N Центра МО РФ.
Таким образом, поскольку ФИО11, ранее зачисленный в распоряжение начальника 984 Центра в штаты иных воинских частей и воинских учреждений не назначался, он подлежал зачислению в списки личного состава N Центра МО РФ.
При этом на данный обоснованный вывод суда не влияет отсутствие решения по этому вопросу какого бы то ни было воинского должностного лица, поскольку прохождение военнослужащим военной службы вне списков какого-либо воинского подразделения действующим законодательством не предусмотрено.
Ссылка в апелляционной жалобе на незаконность приказа командира войсковой части N ( N Центра) от 28 декабря 2009 года N 191 о выведении ФИО18 в распоряжение беспредметна, поскольку названные действия указанного воинского должностного лица не являлись предметом судебного разбирательства по настоящему делу
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 329 и п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ивановского гарнизонного военного суда от 23 апреля 2012 года по заявлению военного прокурора Ивановского гарнизона в интересах ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника федерального бюджетного учреждения " N Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.