Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 24 мая 2012 г. по делу N 33А-287
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
Председательствующего -
Балабанова Н.Н.,
судей:
Смирнова М.Г. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Кислинской А.Д., с участием представителя начальника Московского пограничного института ФСБ России (далее - институт) ФИО6, представителя общественной жилищной комиссии института ФИО7 и представителя Центральной жилищной комиссии ФСБ России (далее - ЦЖК) ФИО8 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Центральной жилищной комиссии ФСБ России на решение Московского гарнизонного военного суда от 5 марта 2012 года, согласно которому удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N майора ФИО1 об оспаривании действий ЦЖК, связанных с непризнанием заявителя нуждающимся в получении служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Балабанова Н.Н., объяснения представителя ЦЖК в обоснование апелляционной жалобы, объяснения заявителя, представителей командования и жилищной комиссии института, возражавших против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, 16 марта 2011 года ФИО1 обратился с рапортом к командованию института, в котором просил принять его на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении.
Решением от 24 марта 2011 года (протокол N 3) общественная жилищная комиссия института ходатайствовала перед ЦЖК о принятии заявителя на соответствующий учет с даты регистрации его рапорта.
Однако, решением ЦЖК от 21 октября 2011 года, оформленным протоколом N 4, ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении на основании пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также статьи 53 Жилищного кодекса РФ и статьи 10 Гражданского кодекса РФ.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в военный суд с заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил признать незаконным и отменить решение ЦЖК от 21 октября 2011 года в части, касающейся отказа в принятии его на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях, и обязать указанную жилищную комиссию принять его на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях с 16 марта 2011 года.
Гарнизонный военный суд заявление ФИО1 удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель ЦЖК, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что в силу Положения о жилищных комиссиях в органах Федеральной службы безопасности, утвержденного приказом ФСБ России от 1 марта 2012 года N 96, с 1 марта 2012 года ЦЖК лишена полномочий по рассмотрению вопросов о принятии военнослужащих и членов их семей на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, договору найма служебных жилых помещений или об отказе в принятии их на данные виды учета. Вместе с тем, судом первой инстанции указанное положение исследовано не было.
Обращает внимание, что ЦЖК о судебном заседании, назначенном на 5 марта 2012 года, была извещена лишь в день проведения судебного разбирательства, что лишило возможности представителя ЦЖК подготовится к судебному разбирательству, а также принять участие в судебном заседании.
Таким образом, полагает, что судом были нарушены принципы осуществления правосудия, закрепленные в части 3 статьи 123 Конституции РФ и статье 12 ГПК РФ.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 113 ГПК РФ лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" в подготовительной части судебного разбирательства надлежит устанавливать, извещены ли неявившиеся лица о времени и месте судебного заседания с соблюдением требований закона о необходимости вручения копий искового заявления ответчику и третьим лицам и извещений всем участвующим в деле лицам в срок, достаточный для своевременной явки в суд и подготовки к делу (статьи 113, 114 ГПК РФ). Этот срок должен определяться в каждом случае с учетом места жительства лиц, участвующих в деле, их осведомленности об обстоятельствах дела, возможности подготовиться к судебному разбирательству, а также сложности дела.
Приведенные выше требования закона гарнизонным военным судом надлежащим образом выполнены не были.
Как видно из материалов дела, судом 22 февраля 2012 года председателю ЦЖК было направлено письменное извещение о времени и месте рассмотрения дела.
Не смотря на то, что какие-либо данные о поступлении данного извещения адресату отсутствовали, суд 5 марта 2012 года при обсуждении вопроса о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ЦЖК пришел ошибочному выводу, что данный представитель надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, и продолжил рассмотрение заявления ФИО1.
Вместе с тем, при таких обстоятельствах у суда не было оснований для рассмотрения дела в отсутствие стороны, действия которой оспариваются, поэтому обжалуемое решение в связи с нарушением норм процессуального права на основании пункта 2 части 4 статьи 330 ГПК РФ подлежит отмене.
Рассмотрев заявление ФИО1 по существу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно части 2 статьи 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным данным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции по организации в органах Федеральной службы безопасности работы, связанной с предоставлением служебных жилых помещений, утвержденной приказом ФСБ РФ от 9 октября 2006 года N 478 (далее - Инструкция), действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, служебные жилые помещения предоставляются в установленном законодательством Российской Федерации порядке военнослужащим, не обеспеченным жилыми помещениями, в соответствующем населенном пункте или в непосредственной близости от него для создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении ими служебных (должностных) обязанностей по месту военной службы в порядке очередности по решению жилищной комиссии органа федеральной службы безопасности, утвержденному начальником органа федеральной службы безопасности, по договору найма служебного жилого помещения.
Приведенные нормы права дают основания для вывода, что единственным условием предоставления служебных жилых помещений военнослужащим является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в населенном пункте по месту прохождения военной службы или в других близлежащих населенных пунктах.
Как видно из материалов дела, ФИО1 по месту прохождения военной службы в городе Москве какого-либо жилого помещения в собственности, пользовании и владении не имеет.
Отказ же в принятии его на жилищный учет в качестве нуждающегося в получении служебного жилого помещения согласно выписки из протокола N 4 заседания ЦЖК от 21 октября 2011 года был мотивирован тем, что заявитель ухудшил свои жилищные условия, что выразилось, по мнению ЦЖК, в прекращении права пользования ФИО1 жилым помещением в городе "адрес", принадлежащим на праве собственности его отцу и брату, на основании вступившего в законную силу решения Железнодорожного городского суда от 9 декабря 2010 года.
Вместе с тем, санкция статьи 53 Жилищного кодекса РФ, предусматривающая последствия намеренного ухудшения гражданами жилищных условий, распространяется на правоотношения, связанные с принятием на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, и не может учитываться при рассмотрении вопроса о принятии на учет нуждающихся в служебном жилом помещении.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение ЦЖК не может быть признано законным и обоснованным и поэтому подлежит отмене, а требования заявителя - удовлетворению.
Что касается ссылки автора апелляционной жалобы на Положение о жилищных комиссиях в органах Федеральной службы безопасности, утвержденное приказом ФСБ России от 1 марта 2012 года N 96, в соответствии с которым в настоящее время на ЦЖК не возложена обязанность по рассмотрению вопросов о принятии военнослужащих и членов их семей на учет нуждающихся в жилых помещениях, в том числе служебных, или об отказе в принятии их на данный вид учета, то этот довод не влияет на оценку судом правомерности оспариваемого решения ЦЖК, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений данное Положение не действовало, а в соответствии с вышеупомянутой Инструкцией вопросы, связанные с предоставлением служебных жилых помещений в городе Москве, были отнесены к компетенции ЦЖК.
С учетом изложенного судебная приходит к выводу, что заявление ФИО1 подлежит удовлетворению, и считает необходимым возложить на ЦЖК обязанность отменить решение, оформленное протоколом от 21 октября 2011 года N 4 в части, касающейся ФИО1, и принять заявителя на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения на состав семьи 1 (один) человек с даты регистрации его рапорта от 16 марта 2011 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 и пунктом 2 части 4 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского гарнизонного военного суда от 5 марта 2012 года по заявлению ФИО1 в связи с нарушением норм процессуального права отменить и принять новое решение.
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Центральной жилищной комиссии ФСБ России, оформленное протоколом от 21 октября 2011 года N 4, в части отказа в принятии ФИО1 на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения.
Обязать Центральную жилищную комиссию ФСБ России отменить решение, оформленное протоколом от 21 октября 2011 года N 4, в части, касающейся ФИО1, и принять ФИО1 на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения на состав семьи 1 (один) человек с даты регистрации его рапорта от 16 марта 2011 года.
Верно.
Судья Московского
окружного военного суда Н.Н. Балабанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.