Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 07 июня 2012 г. по делу N 33А-351
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Балабанова Н.Н.,
судей: Лаврентьева В.В. и Павленка С.В.,
при секретаре Татарченко Н.М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 22 марта 2012 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N подполковника ФИО1 об оспаривании решения начальника 2 отдела Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Западное РУЖО) об отказе в предоставлении распределенного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Балабанова Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из материалов дела, решением жилищной комиссии войсковой части N от 30 ноября 2009 года (протокол N 122) ФИО1 на состав семьи из четырех человек была распределена трехкомнатная квартира в городе Нижний Новгород общей площадью 86,5 кв. м.
Вместе с тем, начальник 2 отдела Западного РУЖО решением от 9 февраля 2012 года отказал заявителю в предоставлении распределенного жилого помещения в связи с тем, что его площадь, с учетом наличия в собственности жены заявителя 1/4 жилого помещения (16,92 кв. м.), превышает на 22,42 кв. м. установленную норму предоставления.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать указанное решение начальника 2 отдела Западного РУЖО незаконным, обязав указанное должностное лицо его отменить.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с принятым решением, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его заявления.
В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции неверно истолковал пункт 16 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку данная норма, по его мнению, не ограничивает размер площади жилого помещения, превышающую установленную норму предоставления, которая может быть оплачена за счет собственных средств военнослужащих.
Считает, что суд необоснованно применил приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2011 года N 1450 дсп, который ограничивает размер превышения предоставленной сверх нормы общей площади жилого помещения 18 кв. м., поскольку данный приказ официально опубликован не был и не прошел регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.
В дополнение к приведенным доводам автор жалобы указал, что вышеупомянутый приказ Министра обороны Российской Федерации в соответствии с приказом того же должностного лица от 28 апреля 2012 года N 1154 признан утратившим силу.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана по правилам статьи 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Так, согласно части 6 статьи 50 Жилищного кодекса РФ федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 названного Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления жилья.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 15.1 Федерального Закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, по договору социального найма, составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади жилых помещений, указанных в пункте 1 данной статьи, может превышать размер общей площади жилых помещений, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной выше, но не более чем на девять квадратных метров в общей сложности.
В силу части 7 статьи 57 Жилищного кодекса РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
В соответствии с пунктом 14 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, жилые помещения предоставляются по нормам, установленным статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон).
Размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.
Как видно из материалов дела, общая площадь распределенной ФИО1 квартиры составляет 86,5 кв. м., что, с учетом наличия у супруги заявителя в собственности доли (16,92 кв. м.) жилого помещения, превышает на 31,42 кв. м. установленную норму предоставления жилья на семью, состоящую из четырех человек, и на 22,42 кв. м. - размер предоставляемого жилого помещения с учетом допустимого превышения на 9 кв. м., предусмотренного пунктом 3 статьи 15.1 вышеупомянутого Федерального закона.
Пунктом 16 статьи 15 Федерального закона, введенным Федеральным законом от 12 декабря 2011 года N 427-ФЗ, предусмотрена возможность приобретения либо получения военнослужащими и уволенными с военной службы после 1 января 2005 года гражданами в собственность жилых помещений общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона, за счет собственных средств военнослужащих-граждан для оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения.
Порядок оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, определяется Правительством Российской Федерации.
В настоящее время данный порядок Правительством Российской Федерации не определен.
Вместе с тем, действовавшим во время возникновения спорных правоотношений Порядком взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленные статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счет собственных средств затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2011 года N 1450 (далее - Порядок), было предусмотрено, что предоставление военнослужащему жилого помещения общей площадью сверх установленной нормы осуществляется при волеизъявлении военнослужащего на компенсацию затрат федерального бюджета излишне предоставленной общей площади жилого помещения. Специализированные организации Министерства обороны информируют военнослужащих о возможности компенсации ими затрат федерального бюджета при предоставлении им жилого помещения, превышающего нормы предоставления общей площади жилого помещения, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункты 2 и 5 Порядка).
Пунктами 7 и 8 Порядка было предусмотрено, что в отношении жилого помещения, общая площадь которого превышает норму предоставления, Департамент жилищных отношений Министерства обороны Российской Федерации в установленном порядке направляет военнослужащему извещение о распределении жилого помещения с указанием: общей площади жилого помещения; площади, превышающей нормы предоставления; общей суммы компенсации затрат федерального бюджета. После получения согласия военнослужащего с распределенным жилым помещением, ему направляется платежный документ установленной формы с указанием суммы компенсации затрат федерального бюджета.
Максимальный размер превышения предоставляемых сверх нормы общей площади жилого помещения в силу пункта 3 Порядка не должен был превышать 18 кв. м. общей площади жилого помещения, в то время как превышение общей площади спорной квартиры составляет 22,42 кв. м.
Таким образом, приведенные правовые нормы дают основание для вывода, что волеизъявление военнослужащего на оплату излишков площади жилого помещения должно быть выражено в форме согласия, которому предшествует соответствующее предложение жилищных органов произвести такую оплату.
То есть инициатива в данном случае должна исходить от уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации, а под согласием военнослужащего на оплату излишков площади жилого помещения подразумевается добровольный характер таких действий со стороны последнего.
Однако, это не означает, что военнослужащий вправе оплатить любой размер указанных излишков при отсутствии соответствующего предложения жилищных органов Министерства обороны Российской Федерации, как это ошибочно полагает автор апелляционной жалобы.
При таких данных вывод суда первой инстанции о правомерности действий начальника 2 отдела Западного РУЖО, отказавшего заявителю в предоставлении спорного жилого помещения, является обоснованным.
При этом, вопреки доводам автора апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно сослался на нормы вышеупомянутого Порядка, поскольку данный нормативный правовой акт действовал во время возникновения спорных правоотношений, а приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 апреля 2012 года N 1154, в соответствии с которым указанный выше Порядок утратил силу, в силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ может применяться только к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Вопрос соответствия данного Порядка действующему законодательству в силу статьи 27 ГПК РФ относится к компетенции Верховного Суда Российской Федерации, поэтому утверждение в жалобе о якобы необоснованном применении приказа Министра обороны Российской Федерации, которым утвержден указанный Порядок, является несостоятельной.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным причинам не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 22 марта 2012 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Верно.
Судья Московского
окружного военного суда Н.Н. Балабанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.