Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 24 мая 2012 г. по делу N 33А-303
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Осина В.А.,
судей:
Богдашова Д.А.,
Великановой А.В.,
при секретаре Дурносвистовой Е.С., с участием заявителя Маскаева А.И., его представителя - адвоката Прохоренко С.В., представителя Центральной жилищной комиссии ФСБ России Крымцева Д.А., представителей жилищно-бытовой комиссии 17 Управления ФСБ России Бишко С.П. и Клычковой Е.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 5 марта 2012 г., которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего 17 Управления ФСБ России капитана Маскаева А. И. об оспаривании действий жилищно-бытовой комиссии 17 Управления ФСБ России и Центральной жилищной комиссии ФСБ России, связанных с отказом в принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В., объяснения заявителя и его представителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, представителей жилищных органов, возражавших против её удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Маскаев, проживающий в г. Чехов-2 Московской области и проходящий военную службу по контракту в 17 Управления ФСБ России (г. Москва), 22 ноября 2011 г. обратился с рапортом в жилищную комиссию указанного управления с просьбой о принятии его и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма по месту прохождения им военной службы. Решением жилищно-бытовой комиссии 17 Управления ФСБ России (далее - жилищная комиссия Управления) от 9 декабря 2011 г., утвержденным решением Центральной жилищной комиссией ФСБ России (далее - ЦЖК) от 28 декабря 2011 г., Маскаеву отказано в принятии на жилищный учёт на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с представлением документов, которые не подтверждают его право состоять на данном учёте.
Полагая свои права нарушенными, Маскаев обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными вышеназванные решения жилищных органов и обязать жилищную комиссии Управления и ЦЖК принять решение о постановке его и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении на условиях социального найма по месту прохождения им военной службы.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления Маскаеву отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы он указывает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права.
По мнению автора жалобы, суд не учёл, что его увольнение в 1999 году в связи с переходом на службу в органы внутренних дел связано с реорганизацией противопожарной службы, и согласно выписке из послужного списка первый контракт о прохождении военной службы был заключён им 21 марта 1994 г.
Отмечает, что с 1 мая 1999 г. по 22 августа 2002 г., то есть до поступления на военную службу по контракту в 17 Управление ФСБ России, он проходил военную службу в Главном управлении противопожарной службы МЧС России.
Обращает внимание на то, что гарнизонный суд пришёл к неверному выводу об отсутствии у него оснований для обеспечения жилым помещением, предусмотренных п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и не учёл, что им оспаривался отказ жилищной комиссии не в предоставлении жилья, а в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении на условиях социального найма по месту прохождения военной службы. При этом он относится к категории военнослужащих, которые в соответствии с упомянутой выше нормой вправе состоять на таком учёте.
Указывает, что оспариваемые решения жилищных комиссий нарушают его права и законные интересы, а также противоречат положениям п. 4 ст. 3 и п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Вопреки доводам жалобы, гарнизонный военный суд правильно применил нормы материального права, верно определил и дал оценку обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
Из материалов дела усматривается, что с 21 марта 1994 г. по 1 мая 1999 г. Маскаев проходил военную службу по контракту и был уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подп. "б" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с переходом на службу в органы внутренних дел. В августе 2002 г. он вновь поступил на военную службу по контракту в 17 Управление ФСБ России.
Исходя из положений ст. 34 вышеназванного Федерального закона, определяющей порядок заключения первого и нового контрактов о прохождении военной службы, вновь поступив на военную службу в 17 Управление ФСБ России, Маскаев в августе 2002 года заключил именно первый контракт о прохождении военной службы.
Доводы автора жалобы о том, что в период с 1 мая 1999 г. по 22 августа 2002 г. он проходил военную службу в Главном управлении Государственной противопожарной службе МЧС России, безосновательны, поскольку в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и ст. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" прохождение службы в качестве сотрудников противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС на должностях рядового и начальствующего состава, которым в установленном порядке присвоено специальное звание, не относится к случаям исполнения гражданами военной службы.
В связи с изложенным период службы Маскаева, имевший место до 1 мая 1999 г., не может быть засчитан в пятилетний срок, по истечении которого военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., вправе претендовать на обеспечение жилыми помещения на общих основаниях, то есть положения абз. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на заявителя не распространяются.
При таких данных, вопреки мнению, выраженному в апелляционной жалобе, суд правомерно пришёл к выводу о законности оспоренных Маскаевым действий жилищной комиссии Управления и ЦЖК, связанных с отказом в признании заявителя нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 5 марта 2012 г. по заявлению Маскаева А. И. оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно:
Судья Московского окружного военного суда А.В. Великанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.