Кассационное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 16 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
Председательствующего- Тюмина С.Ю.,
судей: Попова В.В. и Свинцова Д.В.,
при секретаре Черяпкиной Т.Н., с участием представителя заявителя ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 17 ноября 2011 года, согласно которому отказано в удовлетворение заявления бывшего военнослужащего войсковой части N полковника запаса ФИО1 об оспаривании действий начальника штаба Воздушно-десантных войск Вооружённых Сил Российской Федерации (далее - ВДВ), Военного совета ВДВ и командующего ВДВ, связанных с разрешением рапорта заявителя и неназначением его на воинскую должность.
Заслушав доклад судьи Свинцова Д.В., объяснения представителя заявителя в обоснование доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО8 проходил военную службу в должности начальника группы отдела организационного и комплектования штаба ВДВ.
10 ноября 2010 года в соответствии с решением Военного совета ВДВ (протокол N 4-ВС) командующим ВДВ был утвержден поименный список должностных лиц командования ВДВ, назначаемых на должности согласно нового штату ВДВ.
26 ноября 2010 года в связи с проводимыми в штабе ВДВ организационно-штатными мероприятиями, сокращением занимаемой им должности и предстоящим увольнением его с военной службы ФИО8 обратился к командованию с рапортом, в котором ходатайствовал о назначении на должность заместителя начальника отдела - начальника группы в отделе строительства ВДВ.
24 февраля 2011 года начальником штаба ВДВ указанный рапорт ФИО8 был рассмотрен и последнему сообщено о том, что в связи с наступлением у ФИО8 14 сентября 2011 года предельного возраста пребывания на военной службе, обеспеченностью его жилым помещением по установленным нормам и указаниями статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 18 декабря 2008 года о нецелесообразности назначения его на должность заместителя начальника отдела - начальника группы в отделе строительства ВДВ.
Полагая свои права нарушенными, ФИО8 обратился в суд с заявлением и с учетом последующих уточнений своих требований просил признать незаконными решение по его рапорту, вышеназванное решение Военного совета ВДВ от 10 ноября 2010 года и действия командующего ВДВ, связанные с утверждением списка офицеров командования ВДВ, назначаемых на должности согласно нового штата ВДВ.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления ФИО8 отказал.
В кассационной жалобе заявитель, выражая несогласие с вынесенным судом решением, просит его в связи с нарушением норм материального и процессуального права отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, удовлетворив его заявление.
В обоснование своей позиции считает, что вопреки указанию в судебном постановлении суда первой инстанции, командование ВДВ не является уполномоченным законом органом, а командующий ВДВ не наделен правом назначения его на должность заместителя начальника отдела - начальника группы в отделе строительства ВДВ, так как таковым относится в соответствии с действующим законодательством Министр обороны Российской Федерации.
Далее автор жалобы на основании п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 утверждает, что судом первой инстанции при рассмотрении данного дела были установлены основания к удовлетворению его требований о признании незаконными действий командования ВДВ.
Заявитель в жалобе полагает, что представителем командования в суде первой инстанции признаны обстоятельства, на которых он основывал свои требования.
ФИО8 обращает внимание на ошибочный вывод суда первой инстанции о ненарушении должностными лицами прав в связи с получением им письменного ответа от начальника штаба ВДВ от 24 февраля 2011 года на его рапорт от 26 ноября 2010 года, так как Министром обороны Российской Федерации по его просьбе решение не принято.
В заключение жалобы заявитель полагает, что суд первой инстанции не принял во внимание нелигитимность Военного совета ВДВ.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения вынесенного судом решения.
Как усматривается из материалов дела согласно приказу командующего ВДВ от 27 сентября 2010 года и в соответствии с указаниями Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 10 сентября того же года N 314/9/3449 проводились организационно-штатные мероприятия по переводу командования ВДВ на новый штат, в связи с чем ранее занимаемая ФИО8 воинская должность была сокращена.
В соответствии с п. 3 ст. 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную, т.е. незанятую должность (высшую, равную или низшую).
Согласно ст. 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года N 1495, единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.
В соответствии со ст. 84 этого же Устава, командир обязан осуществлять подбор, расстановку и аттестацию офицеров, прапорщиков и мичманов, привлекая к этому своих заместителей, начальников родов войск и служб, учитывая выводы аттестационной комиссии, своевременно осуществлять (представлять в порядке подчиненности соответствующие документы) назначение на воинские должности, присвоение воинских званий, увольнение с военной службы, а также принимать решения по другим вопросам, касающимся прохождения военной службы.
По смыслу п. 13 ст. 11 Порядка прохождения военной службы (далее - Положение), утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237, назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится с его согласия, а согласно пункта 17 указанной статьи определено, что назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится с его согласия либо по его личной просьбе.
Следовательно, при сокращении занимаемой военнослужащим штатной должности в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями исключительное право на предложение военнослужащему высшей или низшей воинской должности, или же назначение его на равную воинскую должность, либо его увольнение с военной службы принадлежит командованию.
При таких обстоятельствах, вопреки утверждению автора кассационной жалобы, исходя из указанных положений Устава, соответственно, должностные лица командования ВДВ, включая командующего, в пределах предоставленных им полномочий, исходя из всесторонней оценки профессиональных, личных и иных качеств военнослужащих, вправе были единолично определить и представить Министру обороны Российской Федерации кандидатуру избранного ими военнослужащего для назначения на воинскую должность заместителя начальника отдела - начальника группы в отделе строительства ВДВ, поскольку право назначения на воинские должности военнослужащих относится к субъективному праву Министра обороны Российской Федерации, обладающего правом такого назначения.
Таким образом, суд обоснованно отказал в требовании ФИО8 о признании незаконным решения по его рапорту от 26 ноября 2010 года, поскольку заявитель достигал 14 сентября 2011 года предельного возраста пребывания на военной службе и в соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" подлежал увольнению с таковой по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Что же касается утверждения заявителя в жалобе об ошибочности судебного постановления в части отказа в разрешении его требований об оспаривании ФИО8 решения Военного совета ВДВ от 10 ноября 2010 года и действий командующего ВДВ, связанных с утверждением списка офицеров командования ВДВ, назначаемых на должности согласно нового штату ВДВ, то анализ действующего законодательства позволяет прийти к следующим выводам.
Во-первых, как установлено при рассмотрении дела в суде первой и кассационной инстанции в оспариваемом решении Военного совета ВДВ и приложенном к нему списке военнослужащих отсутствует фамилия заявителя.
Во вторых, решение Военного совета ВДВ от 10 ноября 2010 года носит рекомендательный характер и не несет к каких-либо распорядительных функций по отношению к заявителю.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, а также разъяснениям, содержащимся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя.
Из указанных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу, что решение Военного совета ВДВ от 10 ноября 2010 года и действия командующего ВДВ прав заявителя не нарушают.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, проверялись судом первой инстанции, получили правильную оценку в решении в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и по существу сводятся к переоценке выводов суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", ст. 347, абз. 2 ст. 361 и ст. 366 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.), судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 17 ноября 2011 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Верно.
Судья Московского окружного
военного суда
Свинцов Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.