Кассационное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 16 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю.,
судей: Свинцова Д.В. и Попова В.В.,
при секретаре Черяпкиной Т.Н., с участием представителя заявителя Барамыкина А.Д. и военного прокурора отдела Московской городской военной прокуратуры подполковника юстиции Вищик О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя на решение Реутовского гарнизонного военного суда от 22 декабря 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части 000 подполковника запаса Костерина А. Г. об оспаривании действий главнокомандующего Военно-воздушными силами (далее - главнокомандующий) и командира названной воинской части, связанных с увольнением заявителя с военной службы и обеспечением жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Попова В.В., объяснения представителя заявителя в обоснование доводов кассационной жалобы и заключение военного прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, приказом главнокомандующего от 23 мая 2011 года N 230 Костерин уволен с военной службы на основании п. 6 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по собственному желанию).
Согласно свидетельству о болезни военно-врачебной комиссии Филиала N 3 ФГУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского Министерства обороны РФ", утвержденному 29 июня 2011 года, Костерин признан ограниченно годным к военной службе.
15 июля того же года Костерин обратился к командиру войсковой части 000 с рапортом, в котором просил уволить его с военной службы на основании подп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе) с предварительным обеспечением жилым помещением до увольнения с военной службы.
Приговором Реутовского гарнизонного военного суда от 18 июля 2011 года, вступившим в законную силу 29 июля 2011 года, Костерин осужден к штрафу за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285, ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 285 УК РФ.
Приказом главнокомандующего от 9 августа 2011 года N 292 (параграфы 3 и 4) приказ от 23 мая 2011 года N 230 на основании уведомления Военного следственного отдела по Балашихинскому гарнизону от 15 июня 2011 года и представления командира войсковой части 000 от 2 августа 2011 года отменен, а Костерин освобожден от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение командира войсковой части 000.
Приказом того же должностного лица от 31 августа 2011 года N 309 Костерин досрочно уволен с военной службы на основании подп. "е.1" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с нарушением военнослужащим запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Полагая свои права нарушенными, Костерин обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными и не действующими с момента издания приказ главнокомандующего от 31 августа 2011 года N 309 в части его досрочного увольнения с военной службы на основании подп. "е.1" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", приказ от 9 августа 2011 года N 292 в части отмены ранее изданного приказа от 23 мая 2011 года N 230 о его досрочном увольнения с военной службы по п. 6 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Кроме того, Костерин просил признать незаконным бездействие командира войсковой части 000, выразившееся в нереализации приказа главнокомандующего от 23 мая 2011 года N 230, а также его не увольнение с военной службы по собственному желанию, обязать главнокомандующего и командира войсковой части 000 восстановить его на военной службе до обеспечения жилым помещением для постоянного проживания, после чего направить документы о его увольнении с военной службы по состоянию здоровья.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления Костерину отказал, при этом в части требования о признании незаконным приказа главнокомандующего от 9 августа 2011 года N 292 в связи с пропуском по неуважительным причинам срока обращения в суд с заявлением.
В кассационной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции или принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование жалобы он указывает, что приказ главнокомандующего от 9 августа 2011 года N 292 в части отмены как нереализованного приказа от 23 мая 2011 года за N 230 о досрочном увольнении его с военной службы по собственному желанию противоречит действующему законодательству.
Выписка из приказа от 23 мая 2011 года N 230 поступила в воинскую часть 22 июля 2011 года, однако командир войсковой части 000 незаконно бездействовал, не издавая приказ об исключении его из списков личного состава. При этом препятствий для издания такого приказа, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", у командира войсковой части 000 не имелось. Его рапорт от 15 июля 2011 года с просьбой об увольнении с военной службы по состоянию здоровья таким препятствием, вопреки позиции суда, также не является.
Вывод в решении о пропуске им срока обращения с заявлением об оспаривании приказа главнокомандующего от 9 августа 2011 года N 292 является неправильным, поскольку суд должен был принять во внимание его болезнь и нахождение в госпитале в течение месяца в рамках предусмотренного ст. 256 ГПК РФ срока.
Не основана на нормах права и позиция суда о законности приказа главнокомандующего от 31 августа 2011 года за N 309. При этом суд первой инстанции необоснованно сослался на приговор Реутовского гарнизонного военного суда от 18 июля 2011 года, так как он не нарушал запреты, предусмотренные п. 7 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Не указаны такие запреты и в названном судебном акте.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка. Нормы материального права судом применены правильно.
Согласно ст. 256 ГПК РФ военнослужащий вправе обратиться в военный суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа военного управления или командира (начальника) воинской части в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска этого срока могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления, причем эти причины выясняются судом независимо от того, имеются ли заявления о пропуске срока от лиц, участвующих в деле, либо нет, поскольку дело возникло из публичных правоотношений.
По делу достоверно установлено, что об издании главнокомандующим приказа от 9 августа 2011 года N 292, которым, по мнению Костерина, нарушено его право на увольнение с военной службы по собственному желанию, он узнал не позднее 16 сентября 2011 года.
В суд же с заявлением об оспаривании этого приказа Костерин обратился только 20 декабря 2011 года, то есть с пропуском установленного законом трехмесячного срока.
В связи с тем, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска указанного срока, суд в соответствии с ч. 2 ст. 256 ГПК РФ правомерно отказал ему в удовлетворении требования о признании незаконным приказа главнокомандующего от 9 августа 2011 года N 292.
Нахождение же заявителя на лечении в период с 20 октября по 23 ноября 2011 года, о чем указывает в жалобе заявитель, уважительной причиной пропуска процессуального срока служить не может, поскольку как с 16 сентября по 20 октября 2011 года, так и с 23 ноября по 16 декабря того же года, то есть в рамках установленного ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока, Костерин имел реальную возможность оспорить данные действия главнокомандующего.
Из материалов гражданского дела также видно, что выписка из приказа главнокомандующего от 23 мая 2011 года N 230 об увольнении Костерина с военной службы по собственному желанию поступила в воинскую часть только 22 июля 2011 года.
Вместе с тем 29 июня 2011 года утверждено свидетельство о болезни военно-врачебной комиссии о признании Костерина ограниченно годным к военной службе, в связи с чем 15 июля того же года заявитель обратился к командиру войсковой части 000 с рапортом, в котором просил уволить его с военной службы по состоянию здоровья с предварительным обеспечением жилым помещением до увольнения с военной службы.
Тем самым Костерин выразил свое несогласие не только с увольнением с военной службы по собственному желанию, но и с исключением из списков личного состава на основании изданного главнокомандующим приказа от 23 мая 2011 года N 230.
Кроме того, 15 июня 2011 года командиру войсковой части 000 направлено уведомление из Военного следственного отдела по Балашихинскому гарнизону о возбуждении в отношении Костерина уголовного дела, а 18 июля 2011 года приговором Реутовского гарнизонного военного суда заявитель признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285, ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 285 УК РФ.
При таких обстоятельствах мнение заявителя о проявлении командиром войсковой части 000 бездействия в реализации его права на увольнение его с военной службы по собственному желанию и отсутствии у командира войсковой части 000 препятствий для издания приказа об исключении его из списков личного состава на основании приказа главнокомандующего от 23 мая 2011 года N 230 является несостоятельным.
Помимо этого и вопреки утверждению в кассационной жалобе, издав приказ от 9 августа 2011 года N 292 об отмене ранее изданного приказа от 23 мая 2011 года N 230, главнокомандующий прав заявителя, как и нормы действующего законодательства не нарушил, так как действовал в пределах своих полномочий, предоставленных ему действующим на период спорных правоотношений приказом Министра обороны РФ от 11 декабря 2004 г. N 410 "О полномочиях должностных лиц Вооружённых Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий".
В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Согласно подп. "е.1" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен с военной службы в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Пунктом 7 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащий не вправе, в том числе, получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами.
Вступившим в законную силу приговором Реутовского гарнизонного военного суда от 18 июля 2011 года установлено, что начальник штаба войсковой части 000 Костерин, используя свои должностные полномочия, противоправно освобождал от исполнения служебных обязанностей подчиненных ему военнослужащих, за что получал денежные вознаграждения.
С учетом вышеизложенного утверждение Костерина о том, что он, как военнослужащий, не нарушал запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", эти запреты не указаны в приговоре суда и приказом главнокомандующего от 31 августа 2011 года N 309 незаконно досрочно уволен с военной службы на основании подп. "е.1" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", является несостоятельным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 347, абз. 2 ст. 361 и ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Реутовского гарнизонного военного суда от 22 декабря 2011 года по заявлению Костерина А. Г. оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Верно:
Судья Московского окружного
военного суда В.В. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.