Кассационное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 02 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Попова В.В.,
судей: Коронца А.А. и Батаева А.В.,
при секретаре Татарченко Н.М., с участием заявителя и его представителя Шарапова А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 22 ноября 2011 года, согласно которому частично удовлетворено заявление военнослужащего, состоящего в распоряжении руководителя Департамента планирования и координации материально-технического обеспечения Министерства обороны РФ, полковника Шинкаренко С. Г. об оспаривании бездействия руководителей Департамента учета и отчетности Министерства обороны РФ и Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны РФ" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ"), связанного с невыплатой заявителю денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Батаева А.В., объяснения заявителя и его представителя в обоснование доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как следует из решения суда и материалов дела, Шинкаренко проходит военную службу по контракту в распоряжении Руководителя Департамента планирования и координации материально-технического обеспечения Министерства обороны РФ. Жилым помещением по месту прохождения военной службы не обеспечен, состоит на учете нуждающихся в обеспечении жильем в городе Москве и с 1 января 2009 года арендует жилое помещение, на условиях договора коммерческого найма, заключенного между ним и собственником этого жилого помещения.
19 июля 2011 года заявитель обратился к руководителю Департамента планирования и координации материально-технического обеспечения Министерства обороны РФ с рапортом о выплате компенсации за наем жилого помещения с 1 января 2009 года, однако в удовлетворении рапорта было отказано.
Полагая свои права нарушенными, Шинкаренко обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие руководителей Департамента учета и отчетности Министерства обороны РФ и ФКУ "ЕРЦ МО РФ", связанные с невыплатой ему компенсации за наем жилого помещения по адресу:. с 1 января 2009 года по 30 сентября 2011 года, и обязать руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ" произвести выплату денежной компенсации за наем вышеуказанного жилого помещения.
Гарнизонный военный суд заявление Шинкаренко удовлетворил частично.
Суд признал незаконным бездействие руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ", связанное с невыплатой заявителю денежной компенсации за наем жилого помещения, и обязал данного руководителя выплатить Шинкаренко денежную компенсацию за наем жилого помещения за период с 1 июля по 30 сентября 2011 года в размере 67 500 рублей.
В удовлетворении заявления Шинкаренко в части требований о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 января 2009 года по 30 июня 2011 года судом отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, удовлетворив его требования в полном объеме.
В обоснование жалобы он указывает, что на основании действующего законодательства денежную компенсацию за наем жилого помещения он, как необеспеченный жильем, имеет право по его желанию получать со дня найма этого жилого помещения.
Обращает внимание на то, что свое волеизъявление на получение вышеназванной компенсации он выразил в своем рапорте.
Утверждает, что суду необходимо было учесть, что в соответствие с приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" (в ред. приказа Министра обороны РФ от 13.08.2008г. N 439) денежное довольствие, причитающееся военнослужащему и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого военнослужащий имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие обращению за получением денежного довольствия.
Единовременные же дополнительные выплаты выплачиваются, если обращение за получением последовало до истечения трех лет со дня возникновения права на них.
Указывает, что в нормативно-правовых актах отсутствует ссылка на то, что выплата денежной компенсации военнослужащему за наем (поднаем) жилого помещения должна производиться со дня найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее первого календарного месяца, в котором военнослужащий обратился с рапортом о выплате компенсации.
Поэтому решение суда, по мнению автора кассационной жалобы, является неверным.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит оспариваемое решение законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
Вопреки утверждению стороны заявителя, суд правильно оценил доказательства по делу и применил нормы материального права.
Доводы заявителя в кассационной жалобе являются несостоятельными, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем: в городах Москве и Санкт-Петербурге - 15 000 рублей.
В соответствие с пунктом 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
В соответствие с пунктом 11 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, приложение N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года N 235, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в размерах, оговоренных договором найма (поднайма) жилья, но не более размеров, определенных Правительством Российской Федерации: в городах Москве и Санкт-Петербурге - 15000 рублей.
Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов в случае если совместно с военнослужащими проживают 3 и более членов семьи.
Согласно пунктам 12, 14 приведенной Инструкции, выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации через финансово-экономические органы по месту (последнему месту) прохождения военной службы на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Выплата денежной компенсации за наем жилого помещения производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором указываются, дата начала найма (поднайма) жилья, наименование населенного пункта, в котором производится наем (поднаем) жилого помещения, размер фактической оплаты за жилое помещение, а также принимается обязательство сообщить командиру воинской части (начальнику организации) о прекращении действия права на получение денежной компенсации или права на получение ее в повышенных размерах.
По смыслу приведенных норм выплата денежной компенсации за поднаем жилого помещения, носит заявительный характер при волеизъявлении военнослужащего, высказанном в рапорте.
Поэтому гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что выплата данной компенсации должна производиться со дня найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее первого календарного дня месяца, в котором военнослужащий обратился с рапортом о ее выплате.
Как видно из материалов дела, заявитель в установленном приведенными нормами действующего законодательства порядке обратился с рапортом по вопросу выплаты ему денежной компенсации за наем жилого помещения в июле 2011 года.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что для восстановления нарушенного права заявителя ему необходимо выплатить денежную компенсацию за наем жилого помещения за период с 1 июля по 30 сентября 2011 года в установленном законодательством размере, отказав в ее выплате за предыдущий период.
На данный вывод суда не влияет то обстоятельство, что руководителем Департамента планирования и координации материально-технического обеспечения Министерства обороны РФ заявителю установлена выплата компенсации за период с 1 января 2009 года, поскольку изданный должностным лицом приказ противоречит действующему законодательству.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор кассационной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 347, 361 (абзац 2), и 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 22 ноября 2011 года по заявлению Шинкаренко С. Г. оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно.
Судья Московского окружного
военного суда Батаев А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.