Кассационное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 09 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Попова В.В.,
судей: Маурина В.С. и Батаева А.В.,
при секретаре Дурносвистовой Е.С., с участием заявителя и представителя начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ГОМУ) и начальника 1 управления ГОМУ полковника Греджева В.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 6 декабря 2011 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего ГОМУ полковника запаса Скудро В. В. об оспаривании действий начальника ГОМУ и начальника 1 управления ГОМУ, связанных с не установлением заявителю увеличенного оклада по воинской должности.
Заслушав доклад судьи Батаева А.В., объяснения заявителя в обоснование доводов кассационной жалобы и представителя должностных лиц, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как следует из решения суда и материалов дела, Скудро проходил службу в должности заместителя начальника направления - начальника группы 9 направления 1 управления ГОМУ. При этом ему был установлен к выплате должностной оклад по 34 тарифному разряду, а также ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 75 процентов, ежемесячное денежное поощрение в размере 3,2 должностного оклада и ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 160 процентов.
В период службы на вышеуказанной должности какого-либо повышения оклада по воинской должности за участие в работах по осуществлению специальной деятельности ГРУ Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации ему не производилось.
Приказом Министра обороны РФ от 27 июля 2011 года N 903 Скудро с указанной должности уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а приказом начальника ГОМУ от 18 августа 2011 года N 222 - исключен из списков личного состава ГОМУ с 8 сентября 2011 года.
Полагая свои права нарушенными, Скудро обратился в военный суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения своих требований, просил признать действия начальника ГОМУ и начальника 1 управления ГОМУ нарушающими его право на получение увеличенного оклада по воинской должности за непосредственное участие в работах по обеспечению специальной деятельности ГРУ Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, обязать начальника ГОМУ и начальника 1 управления ГОМУ установить ему за период с 17 сентября 2009 года по 8 сентября 2011 года увеличенный оклад по воинской должности за непосредственное участие в вышеупомянутых работах и принять меры для перерасчета выплаченного ему денежного довольствия.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления Скудро отказано.
В кассационной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его в связи с неправильным применением норм материального права отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, но в ином составе суда.
В обоснование жалобы он указывает, что решение суда вынесено без ознакомления с нормами приказа Министра обороны РФ - 2003 года N 0012. При этом, без ознакомления с нормами данного приказа, в соответствии с которым должностным лицам ГОМУ увеличивается оклад по воинской должности за непосредственное участие в работах по обеспечению специальной деятельности ГРУ Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, а при увольнении с военной службы подлежит увеличению размер пенсии, не представляется возможным установить обоснованность его требований.
Утверждает, что суд при принятии решения не учел его пояснения о том, что в 2009 году, до увольнения с военной службы группу, выполняющую задачи в интересах ГРУ Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, возглавлял полковник Волков А.А., а в его непосредственном подчинении на должностях старших офицеров-операторов проходили военную службу полковники Горелов И.И. и Найденков И.В ... В том же году полковники Волков и Горелов были уволены с военной службы и каждому из них при назначении пенсии ее размер исчислялся из увеличенного должностного оклада за непосредственное участие в вышеназванных работах. Пенсия с таким же увеличением должностного оклада была назначена и Найденкову, должностной регламент которому был разработан им (Скудро) лично, в котором, как и в его должностном регламенте, отсутствовали слова о непосредственном участии в работах по обеспечению специальной деятельности ГРУ Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
При этом он выполнял аналогичные задачи.
Обращает внимание на то, что ряду должностных лиц 1 управления ГОМУ, несмотря на то, что они также как и он службу в ГРУ Генерального штаба не проходили, был установлен увеличенный оклад по воинской должности за непосредственное участие в указанных выше работах.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит оспариваемое решение законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне полно и объективно с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка. Суд правильно оценил представленные сторонами доказательства и применил нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, исходя из нижеследующего.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона до 08.11.2011 N 309-ФЗ) размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. Оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим пунктом. Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Пунктом 9 статьи 13 указанного Федерального закона установлено, что кроме выплат, предусмотренных им, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим.
Согласно статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ) Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
В соответствии с подп. 16, 20 и 26 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200 (далее - Порядок), военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, оклады по воинским должностям выплачиваются в размерах, указанных в приложении N 2 к настоящему Порядку, в зависимости от тарифного разряда, установленного по занимаемой воинской должности. Со дня вступления в исполнение обязанностей по воинским должностям военнослужащим подлежат выплате оклады по занимаемым воинским должностям согласно тарифным разрядам, указанным в штатах воинских частей, кроме случаев, предусмотренных настоящим Порядком. Военнослужащим, имеющим право на увеличение (повышение) в соответствии с актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации окладов по воинским должностям, месячные и иные дополнительные выплаты исчисляются исходя из увеличенных (повышенных) окладов по воинским должностям, если иное не предусмотрено этими актами.
Материалами дела подтверждается, что в период службы Скудро на должности заместителя начальника направления - начальника группы 9 направления 1 управления ГОМУ повышение оклада по воинской должности за участие в работах по осуществлению специальной деятельности ГРУ Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации не производилось, приказов по этому поводу должностными лицами ГОМУ не издавалось. Не устанавливалось повышение оклада заявителю по воинской должности и за участие в указанных работах в соответствии с приказами Министра обороны РФ N 005 и от 2000 года и N 0012 от 2003 года, поскольку указанные приказы в ГОМУ не поступали, в Управлении делами Министерства обороны РФ они не хранятся.
Более того, согласно материалам дела не имеется в Центре (финансирования специальных программ) Министерства обороны РФ приказа Министра обороны РФ N 0012 от 2003 года, и на его основании каких-либо выплат должностным лицам не производится.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у должностных лиц, действия которых оспариваются, не имелось правовых оснований для установления заявителю увеличенного оклада по воинской должности за непосредственное участие в работах по обеспечению специальной деятельности ГРУ Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, поскольку указанная выплата в ГОМУ не предусмотрена, и обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Несостоятельными являются и доводы заявителя в жалобе о том, что он исполнял такие же должностные обязанности, предусмотренные должностным регламентом, что и предыдущий военнослужащий, замещающий ранее его должность, и получавший увеличенный оклад за участие в работах по обеспечению специальной деятельности ГРУ Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, как и военнослужащие Горелов И.И. и Найденков И.В., поскольку, как правильно указал в решении гарнизонный военный суд, из содержания должностного регламента не усматривается, что заявитель непосредственно участвовал в вышеупомянутых работах, равно как и не проходил военную службу заявитель в ГРУ Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и его функциональные обязанности не были связан с разведывательной деятельностью.
Размер же денежного довольствия вышеуказанных военнослужащих, вопреки доводам кассационной жалобы, не был предметом судебного разбирательства и не мог повлиять на размер довольствия Скудро.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор кассационной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.347, абз. 2 ст.361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 6 декабря 2011 года по заявлению Скудро В. В. оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно.
Судья Московского окружного
военного суда Батаев А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.