Кассационное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 02 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Попова В.В.,
судей: Коронца А.А. и Батаева А.В.,
при секретаре Скворцовой А.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя командира и жилищной комиссии войсковой части 0000 на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2011 года, согласно которому удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части 0000, проходящего военную службу по контракту, сержанта Павликова А. А. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части 0000, связанных с отказом в признании заявителя нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Батаева А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Павликову, проходящему военную службу по контракту с ноября 1996 года в Вооруженных силах РФ, а с октября 2010 года - во внутренних войсках МВД России, решением жилищной комиссии войсковой части 0000 от 31 января 2011 года (протокол N 1-2011), утвержденным командиром этой воинской части, было отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Полагая свои права нарушенными, Павликов обратился в военный суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения своих требований, просил признать вышеуказанное решение жилищной комиссии войсковой части 0000 в части отказа в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на постоянное жилье и действия командира данной воинской части, утвердившего данное решение, незаконными, обязать упомянутую жилищную комиссию отменить названное выше решение и рассмотреть вопрос о признании его с членами семьи нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания, а командира войсковой части 0000 - утвердить данное решение.
Кроме того, заявитель просил взыскать с войсковой части 0000 в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины в сумме 200 рублей.
Судом первой инстанции заявление Павликова удовлетворено.
В кассационной жалобе представитель командира и жилищной комиссии воинской части просит решение гарнизонного военного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по тем основаниям, что, принимая решение об отказе заявителю в принятии его на жилищный учет, жилищная комиссия войсковой части 3452 исходила из того, что пункт первый статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, Павликов, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, относится к вышеуказанной категории военнослужащих, учет которых в качестве нуждающихся в получении жилья производится именно на общих для всех граждан Российской Федерации основаниях.
Основным правовым документом Российской Федерации по вопросам реализации гражданами Российской Федерации их жилищных прав и гарантий является Жилищный Кодекс РФ, вступивший в силу с 1 марта 2005 года.
Общие основания признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений, а также органы, уполномоченные принимать решения о признании граждан нуждающимися в получении жилья, определены статьей 52 ЖК РФ. При этом органами, уполномоченными принимать граждан на учет в качестве нуждающихся в получении жилья, в силу требований пункта 3 статьи 52 ЖК РФ определены органы местного самоуправления.
Указывает на то, что во исполнение требований ЖК РФ и в целях упорядочения работы во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации по реализации установленных законодательством Российской Федерации прав и социальных гарантий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту во внутренних войсках МВД России, по обеспечению жилыми помещениями МВД России издан приказ от 12 февраля 2010 года N 75 "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России", которым помимо прочего предусмотрены полномочия жилищных комиссий воинских частей (соединений) по признанию военнослужащих внутренних войск нуждающимися в получении жилья. Однако данные полномочия реализуются жилищными комиссиями исключительно при определении нуждаемости военнослужащих, ранее, то есть до 1 марта 2005 года и до 12 февраля 2010 года соответственно, признанных нуждающимися в получении жилья и перемещаемых по службе на новое место прохождения военной службы по контракту.
По смыслу требований пунктов 3, 19 и приложения 5 к Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной вышеупомянутым приказом МВД России от 12 февраля 2010 года N 75, военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и вплоть до 1 марта 2005 года (12 февраля 2010 года), не обращавшиеся с рапортами к командованиям воинских частей о принятии их на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий), реализуют свое право быть признанными нуждающимися в получении жилья через уполномоченные жилищным законодательством Российской Федерации органы местного самоуправления.
Действуя в пределах своих полномочий, главнокомандующий внутренними войсками МВД России издал распоряжения от 19 апреля 2010 года N 4/22-4186 "О недостатках в вопросах ведения жилищного учета и предоставления жилой площади" и от 20 сентября 2010 года N 4/22-10710 "О разъяснении требований действующего законодательства", в которых разъяснялся порядок принятия на жилищный учет военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и до 1 марта 2005 года соответственно, и содержались указания на недостатки, допущенные должностными лицами жилищных комиссий воинских частей при принятии указанной категории военнослужащих на жилищный учет, а также прямой запрет на принятие указанной категории военнослужащих на первичный жилищный учет после 1 марта 2005 года и 12 февраля 2010 года соответственно.
Данные распоряжения в силу требований законодательства Российской Федерации были исполнены в решении жилищной комиссии воинской части и утверждены командиром войсковой части 0000.
Таким образом, по мнению автора кассационной жалобы, оспоренное заявителем решение жилищной комиссии войсковой части 0000 является законным и обоснованным. Однако названные обстоятельства не были приняты во внимание судом при рассмотрении по существу заявления Павликова.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Гарнизонный военный суд, удовлетворяя заявление Павликова исходил из того, что, вопреки требованиям ст. 54 ЖК РФ жилищная комиссия войсковой части 0000 в своем решении не указала основание отказа заявителю в постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений, а сослалась лишь на п. 3 ст. 52 ЖК РФ, который основанием для отказа в постановке на такой учет не является.
Вместе с тем, как следует из выписки из протокола N 1-2011 заседания жилищной комиссии войсковой части 0000 от 31 января 2011 года, жилищная комиссия отказала заявителю в постановке на постоянное жилье со ссылкой не только на п. 3 ст. 52 ЖК РФ, но и на п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом, Указом Президента РФ или соответственно законом субъекта РФ.
В частности, таким законом является вышеуказанный Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с подп. "а" п. 3 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" контракт о прохождении военной службы, заключенный с гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание сержанта, является первым.
Как видно из материалов дела, Павликов поступил на военную службу во внутренние войска в 2010 году, поэтому он относится к категории военнослужащих, впервые заключивших контракт, и в период службы может претендовать только на служебное жилое помещение.
Указанная категория военнослужащих в соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 того же Федерального закона приобретает право на получение жилой площади для постоянного проживания при увольнении по льготному основанию по избранному месту жительства.
Поскольку Павликов в настоящее время не увольняется с военной службы, то следует придти к выводу об отсутствии оснований для признания его нуждающимся в жилой площади для постоянного проживания.
Согласно подп. 1 и 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Павликов же, как видно из материалов дела, необходимые документы в установленном порядке в жилищную комиссию не предоставил.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения жилищной комиссии войсковой части 0000, которое по существу является правильным, не имелось.
При вышеизложенных данных оспариваемое решение суда нельзя признать законным. В связи с этим данное решение в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права подлежит отмене. Поскольку же обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия находит возможным принять по делу новое решение, не передавая его на новое рассмотрение.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 347, 361 абз. 4, 362 (ч. 1 п.п. 3, 4), 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2011 года по заявлению Павликова А. А. в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Павликова А. А. об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части 0000 от 31 января 2011 года об отказе в признании его нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания и действий командира войсковой части 0000, утвердившего данное решение, - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Верно.
Судья Московского окружного
военного суда Батаев А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.