Кассационное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 09 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Караблина А.А.,
судей:
Балабанова Н.Н. и Павленка С.В.,
при секретаре Татарченко Н.М., с участием заявителя ФИО1 и представителя жилищной комиссии Главного управления МЧС РФ по городу Москве и Управления гражданской защиты Москвы Кузьмина В.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 12 декабря 2011 года, согласно которому подполковнику запаса ФИО1 отказано в удовлетворении заявления об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии Главного управления МЧС РФ по городу Москве и Управления гражданской защиты Москвы, связанных с отказом в признании нуждающимся в получении жилья.
Заслушав доклад судьи Павленка С.В., объяснения заявителя в обоснование кассационной жалобы, доводы представителя жилищной комиссии, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как следует из решения суда и материалов дела, в 2000 году, при увольнении с военной службы из Министерства обороны РФ, ФИО1 получил государственный жилищный сертификат, реализовав который, он приобрел квартиру по адресу "адрес". В последующем 15 июня 2006 года ФИО1 свою долю в этой квартире подарил отцу, а по истечении 5 лет с момента дарения, при прохождении военной службы в Главном управлении МЧС РФ по городу Москве и Управления гражданской защиты Москвы 5 июля 2011 года ФИО1 обратился с рапортом в жилищную комиссии с просьбой о постановке на жилищный учет. Решением жилищной комиссии управления от 7 сентября 2011 года N 8 ФИО1 отказано в признании нуждающимся в получении жилья.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления МЧС РФ по городу Москве и Управления гражданской защиты Москвы от 7 сентября 2011 года N 8 в части отказа в постановке его на учет нуждающихся в получении жилья в городе Москве, отменить указанное решение и признать его нуждающимся в получении жилья по договору социального найма.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления ФИО1 отказал.
В кассационной жалобе заявитель, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы ФИО1 указывает, что как военнослужащий имеет право состоять на жилищном учете по месту прохождения военной службы по контракту.
Отмечает, что его обращение с просьбой о постановке на жилищный учет связано с изменением места службы и никаких действий, направленных на ухудшение жилищных условий в городе Орехово-Зуево он не совершал и не лишал себя возможности сдать жилое помещение квартирно-эксплуатационным органам.
Далее указывает, что с момента отчуждения доли прошло 5 лет и 6 месяцев, в связи с чем отсутствуют основания для отказа в признании его нуждающимся в жилье.
Кроме того, автор жалобы поясняет, что он является участником боевых действий, в настоящее время жильем не обеспечен и зарегистрирован по месту службы.
Считает, что он не имеет права получить квартиру в собственность второй раз, но имеет право через пять лет после ухудшения жилищных условий встать на учет бесквартирных и получить жилье, которое будет принадлежать Российской Федерации по договору социального найма.
По мнению автора жалобы, суд должен был истребовать из Управления Росреестра по Москве уведомление о наличии (отсутствии) у его безвестно отсутствующей жены ФИО8 недвижимого имущества в городе Москве
В заключение автор указывает, что своим решением суд лишил его права требовать повторного предоставления жилого помещения в городе Москве в порядке статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, хотя в настоящее время он не является ни нанимателем, ни собственником жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела, и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Вопреки утверждению в жалобе, судебное разбирательство по делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
Суд правильно оценил представленные сторонами доказательства и применил нормы материального права.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок и основания предоставления военнослужащим жилых помещений регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации, вышеприведенным Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно материалам дела в период прохождения службы в Министерстве обороны РФ ФИО1 получил государственный жилищный сертификат, реализовав который приобрел квартиру по адресу: Московская область, "адрес", 1/3 которой он 15 июня 2006 года подарил своему отцу, ухудшив свои жилищные условия.
В связи с указанными действиями решением жилищной комиссии Главного управления МЧС РФ по городу Москве и Управления гражданской защиты Москвы от 7 сентября 2011 года N 8 ФИО1 отказано в признании нуждающимся в получении жилья по договору социального найма в городе Москве.
При вышеуказанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Обоснованным является и вывод гарнизонного военного суда, что последующее обеспечение жильем военнослужащих такой категории возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Вопреки утверждению автора жалобы, судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену правильного по существу судебного постановления.
Доводы заявителя о необходимости истребования из Управления Росреестра по Москве уведомления о наличии (отсутствии) у его жены ФИО8 недвижимого имущества в городе Москве беспредметны, так как какого-либо значения для решения, принятого жилищной комиссией, это не имеет.
Указание в жалобе на то обстоятельство, что ФИО1 является участником боевых действий, в настоящее время жильем не обеспечен и зарегистрирован по месту службы, не является основанием к признанию его нуждающимся в жилье.
Иная оценка заявителем обстоятельств дела и толкование правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, по вышеизложенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ" и ст.ст. 347, 361 и 366 ГПК РФ (в редакции, действующей до 1 января 2012 года), судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 12 декабря 2011 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Верно:
Судья Московского
окружного военногосуда С.В. Павленок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.