Кассационное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 26 января 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Романова В.С.,
судей: Батаева А.В. и Балабанова Н.Н.,
при секретаре Татарченко Н.М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя командующего войсками Приволжского регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - командующий) на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 16 ноября 2011 года, согласно которому частично удовлетворено заявление майора юстиции ФИО12 об оспаривании действий командующего и командира войсковой части N, связанных с привлечением заявителя к дисциплинарной ответственности, назначением на низшую воинскую должность, неувольнением с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и компенсацией морального вреда.
Заслушав доклад судьи Балабанова Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, приказом командующего от 4 августа 2011 года N 167 "О низких результатах смотра-конкурса на лучшее юридическое подразделение и привлечении виновных к дисциплинарной ответственности" на ФИО7, проходившего военную службу по контракту в должности помощника командира войсковой части N по правовой работе, наложено дисциплинарное взыскание в виде снижения в воинской должности.
В порядке реализации этого взыскания командиром войсковой части N издан приказ N 45 л/с от 12 августа 2011 года о назначении ФИО7 на низшую должность командира взвода войсковой комендатуры.
Считая свои права нарушенными, ФИО7 обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил признать вышеуказанные приказы в части, его касающейся, незаконными и отменить их.
Кроме того, заявитель просил возложить на командира войсковой части N обязанност по представлению в Приволжское региональное командование внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации документов на его увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с должности помощника командира войсковой части N по правовой работе, а на командующего - обязанность по принятию решения об увольнении его с военной службы по названному основанию.
ФИО7 также просил взыскать в его пользу 200 000 рублей в счет компенсации морального вреда и возместить ему судебные расходы на сумму 200 рублей, связанные с уплатой государственной пошлины.
Гарнизонный военный суд требования заявителя удовлетворил частично.
Суд признал незаконными и недействующими со дня издания приказ командующего от 4 августа 2011 года N 167 в части привлечения заявителя к дисциплинарной ответственности в виде снижения в воинской должности и приказ командира войсковой части N от 12 августа 2011 года N 45 л/с в части освобождения ФИО7 от занимаемой им должности помощника командира полка по правовой работе и назначении его на должность командира 2 стрелкового взвода войсковой комендатуры.
Суд обязал названных должностных лиц отменить эти приказы в указанной части, а также взыскал с управления Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России в пользу ФИО7 100 рублей в счет возмещения судебных расходов.
В удовлетворении остальных требований заявителю отказано.
В кассационной жалобе представитель командующего, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО7 в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что заявитель в ходе судебного разбирательства признал факт наличия выявленных в его служебной деятельности недостатков, за которые он был привлечен к дисциплинарной ответственности, однако суд безосновательно посчитал, что доказательств, свидетельствующих о совершении ФИО7 дисциплинарного проступка, соответствующего по своей тяжести дисциплинарному взысканию, наложенному на него, не представлено.
Отмечает, что привлечению заявителя к дисциплинарной ответственности предшествовал ряд мероприятий и разбирательств, по результатам которых командование, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, привлекло заявителя к дисциплинарной ответственности, с учетом характера дисциплинарного проступка, обстоятельств и последствий его совершения, формы вины, личности заявителя и обстоятельств, смягчающих и отягчающих дисциплинарную ответственность. В этой связи полагает, что суд пришел к необоснованному выводу о несоответствии дисциплинарного взыскания по своей строгости тем недостаткам, которые были выявлены в деятельности заявителя.
Суд, как считает автор жалобы, ошибочно посчитал установленным то обстоятельство, что ненадлежащее исполнение ФИО7 своих должностных обязанностей выразилось в недостатках, отмеченных в справке, составленной по результатам проведенного смотра-конкурса на лучшее правовое подразделение внутренних войск. В связи с этим отмечает, что существенные недостатки в служебной деятельности заявителя были установлены не только по результатам указанного смотра-конкурса, но и в ходе проверки состояния правового обеспечения войсковой части N, не смотря на то, что по итогам этой проверки состояние правового обеспечения было оценено удовлетворительно.
Обращает внимание, что по результатам смотра-конкурса вверенное заявителю правовое подразделение набрало 56 баллов, что значительно ниже уровня, установленного Положением о смотре-конкурсе на лучшее юридическое (правовое) подразделение внутренних войск МВД России, утвержденное приказом главнокомандующего внутренними войсками, и составляющего 65 баллов. Однако, в качестве основания привлечения заявителя к дисциплинарной ответственности было применено не это обстоятельство, а ненадлежащее выполнение заявителем своих служебных обязанностей.
Автор жалобы также отмечает, что в ходе указанного смотра-конкурса было установлено, что группа правового обеспечения, которой руководил заявитель, разрабатывала отдельные документы, обязательные для исполнения, с нарушением установленных требований, а некоторые документы отсутствовали вовсе.
Указанные недостатки были отражены в справке по результатам проверки состояния правового обеспечения и ведомости, составленной по результатам указанного смотра-конкурса.
Представитель командующего также приводит выявленные в результате указанных мероприятий недостатки и полагает, что они являются существенными.
Находит необоснованным вывод суда о том, что заключение, составленное по результатам административного расследования, не содержит доказательств виновности заявителя, а также считает, что суд безосновательно не принял в качестве доказательства выводы аттестационной комиссии. В этой связи отмечает, что эти аттестационные выводы заявителем не обжаловались.
По мнению автора жалобы, суд сделал необоснованный и противоречивый вывод, что дисциплинарное взыскание, наложенное на заявителя, не соответствует по своей строгости недостаткам, имевшим место в его служебной деятельности, а также об отсутствии доказательств совершения дисциплинарного проступка, соответствующего по своей тяжести дисциплинарному взысканию. Эти выводы, как считает представитель командующего, противоречит положениям статей 50 и 88 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.
В заключение жалобы полагает, что обжалуемым решением нарушен принцип неотвратимости наказания и, как следствие, принцип справедливости.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с пунктом "г" статьи 67 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1237 (далее - Устав), к младшим и старшим офицерам, наряду с иными взысканиями, может применяться такой вид дисциплинарного взыскания, как снижение в воинской должности.
Порядок исполнения этого взыскания определен статьей 97 Устава, согласно которой данное взыскание объявляется приказом командира воинской части и исполняется без согласия военнослужащего на перемещение на нижестоящую воинскую должность.
Назначение военнослужащего на низшую воинскую должность в порядке реализации дисциплинарного взыскания "снижение в должности" предусмотрено подпунктом "д" пункта 17 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 7 статьи 28.2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. Военнослужащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, толкуются в его пользу.
Согласно статье 81 Устава принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.
Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка. В ходе разбирательства должно быть установлено: событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения); лицо, совершившее дисциплинарный проступок; вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка; данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок; наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка; обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего; обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность; характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами; причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка; другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.
В силу статьи 52 Устава применяемое взыскание как мера укрепления воинской дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.
Из приведенных правовых норм следует, что для привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности существенными и необходимыми условиями являются: установление факта совершения последним противоправного деяния, его вины в содеянном, наличия вредных последствий, обстоятельств, смягчающих или отягчающих дисциплинарную ответственность, причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка, данных, характеризующих личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.
При этом обязанность по доказыванию этих обстоятельств, имеющих существенное значение для привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности, как верно отметил суд первой инстанции, возлагается законом на командование.
Вместе с тем, из материалов дела и, в частности, оспариваемого приказа от 4 августа 2011 года N 167, которым на заявителя наложено указанное дисциплинарное взыскание, видно, что поводом для привлечения заявителя к дисциплинарной ответственности явился смотр-конкурс на лучшее юридическое подразделение внутренних войск, по результатам которого группа правового обеспечения, возглавляемая ФИО7, набрала 56 баллов.
В результате проведенного по данному факту административного расследования якобы и было установлено, что заявитель ненадлежащим образом выполняет свои должностные обязанности и не соответствует занимаемой должности.
Однако, как правильно отметил суд первой инстанции, в данном приказе отсутствует указание, в чем фактически выражается несоответствие ФИО7 занимаемой должности и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Справка по результатам проверки состояния правового обеспечения войсковой части N, не смотря на указанные в ней недостатки в служебной деятельности заявителя, вместе с тем содержит общий вывод об удовлетворительном состоянии правового обеспечения войсковой части N.
В заключении административного расследования, проведенного по результатам указанного смотра-конкурса, действительно, содержится вывод о ненадлежащем исполнении заявителем своих должностных обязанностей, однако, кроме ссылки на вышеупомянутое количество баллов, набранных юридическим подразделением, которым руководил ФИО7, также не приведено каких-либо конкретных данных, на основании которых этот вывод был сделан.
Что касается оценочного листа, составленного по результатам принятия зачетов у заявителя, то, как верно отметил суд первой инстанции в обжалуемом решении, данный документ из 13 выставленных заявителю оценок содержит лишь одну отрицательную.
При таких данных суд пришел к обоснованному выводу, что доказательства, представленные командованием в обоснование законности наложенного на заявителя дисциплинарного взыскания, являются непоследовательными и противоречивыми, а оценка служебной деятельности ФИО7 - необъективной.
Кроме того, дисциплинарное взыскание в виде снижения в должности по своему смыслу подлежит применению в случаях, когда дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим, свидетельствует о явном несоответствии его занимаемой должности. Из представленных же командованием и приведенных выше доказательств, как правильно указал суд первой инстанции, такой вывод сделать невозможно.
С учетом изложенного гарнизонный военный суд, вопреки доводам автора кассационной жалобы, обоснованно нашел указанное дисциплинарное взыскание несоответствующим по своей тяжести совершенному заявителем дисциплинарному проступку и пришел к верному выводу о незаконности оспариваемого приказа.
Ссылка в жалобе на то, что заявитель не отрицал наличие недостатков в своей служебной деятельности, которые были установлены в результате ряда проведенных разбирательств, при указанных обстоятельствах правового значения не имеет.
Доводу представителя командования о том, что количество баллов, которое по результатам смотра-конкурса набрало правовое подразделение под руководством ФИО7, значительно ниже установленного уровня, в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Выводы аттестационной комиссии, на которые ссылается автор жалобы, в соответствии с действующим законодательством носят рекомендательный характер для командования, поэтому они не могут служить безусловным основанием для привлечения к данному виду дисциплинарной ответственности.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм материального права, которых придерживается в кассационной жалобе ее автор в обоснование своей позиции, по вышеизложенным основаниям являются несостоятельными.
Руководствуясь ст.ст. 347, 361 (абзац 2) и 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 16 ноября 2011 года по заявлению ФИО13 оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Верно.
Судья Московского окружного
военного суда Н.Н. Балабанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.