Кассационное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 09 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Павленка С.В. и Балабанова Н.Н.,
при секретаре Татарченко Н.М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя на решение Тульского гарнизонного военного суда от 26 октября 2011 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления капитана ФИО2 об оспаривании действий командира войсковой части N (правопреемник войсковая часть N) и федерального бюджетного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" (далее - Управление финансового обеспечения), связанных с невыплатой денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха.
Заслушав доклад судьи Балабанова Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 в период с 13 октября 2006 года по 23 января 2008 года находился в составе миссии ООН в ФИО1 в качестве военного наблюдателя ООН.
15 марта 2010 года он обратился к командиру войсковой части N с рапортом о выплате денежной компенсации вместо предоставления дополнительных 287 суток отдыха (далее - денежная компенсация) в связи с нахождением в указанной командировке, в удовлетворении которого ему было отказано.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия командира войсковой части N, правопреемником которой является войсковая часть N, связанные с невыплатой денежной компенсации за 287 дополнительных суток отдыха за привлечение к мероприятиям, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (далее - компенсация), и взыскать в его пользу данную компенсацию в сумме 60528 рублей 30 копеек.
Решением Тульского гарнизонного военного суда от 26 октября 2011 года в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
В обоснование жалобы указывает, что войсковая часть N не имеет своего финансового органа, в связи с чем к участию в деле следовало привлечь войсковую часть N, однако суд этого не сделал, поэтому неправильно определил состав лиц, участвующих в деле.
Считает, что суд неправильно применил приказ Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2010 года N 80 "О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха", поскольку этот приказ не имеет обратной силы и не может применяться к правоотношениям, возникшим до введения его в действие.
По мнению автора жалобы, не основано на материалах дела и утверждение суда об отсутствии в материалах дела документов, подтверждающих количество непредоставленных ему дополнительных суток отдыха. В связи с этим ссылается на справку о непредоставлении ему дополнительных суток отдыха за привлечение к указанным мероприятиям, копию послужного списка, в котором имеется указание о нахождении его в командировке в ФИО1 в течение указанного времени, а также факт признания его требований командиром войсковой части N.
В заключение жалобы отмечает, что в нарушение части 4 статьи 67 и части 4 статьи 198 ГПК РФ суд не отразил в решении результаты оценки доказательств и, в частности, не привел мотивы, по которым отверг доводы, приведенные в заявлении.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску.
Пунктом 3 статьи 11 названного Федерального закона предусмотрено, что боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Участие в проведении миротворческих операций в силу пункта 14 Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих (далее - Перечень), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года N 492, относится к указанной категории мероприятий.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2010 года N 80 в указанный выше Перечень были внесены изменения, в соответствии с которыми нахождение в служебной командировке исключено из Перечня.
Согласно статье 219 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495, общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Приведенные правовые нормы дают основание для вывода, что привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы свыше 40 часов в неделю подлежит компенсации в виде дополнительного отдыха, который, по желанию военнослужащего, может быть заменен денежной компенсацией.
Сам же по себе факт нахождения в служебной командировке или участие в миротворческой операции, вопреки мнению автора кассационной жалобы, не может повлечь возникновение права на дополнительный отдых и, соответственно, денежную компенсацию вместо него. Для этого еще одним необходимым и обязательным условием является привлечение военнослужащего в указанный период времени к исполнению служебных обязанностей без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Однако, материалы дела не содержат данных, свидетельствующих о том, что в период нахождения в составе миссии ООН в ФИО1 привлекался к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.
В этой связи достаточных оснований для выплаты заявителю оспариваемой денежной компенсации не имеется. Поэтому суд первой инстанции принял правильное по существу решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО1.
При указанных обстоятельствах документы, на которые ссылается в кассационной жалобе заявитель: справка о непредоставлении ему дополнительных суток отдыха за привлечение к указанным мероприятиям, копия послужного списка, в котором имеется указание о нахождении его в командировке в ФИО1 в течение указанного времени, а также факт признания его требований командиром войсковой части N, юридически значимыми не являются и не могут быть приняты во внимание.
По этой же причине не ставит под сомнение правильность обжалуемого решения и ссылка суда на приказ Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2010 года N 80 "О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха", о необоснованности которой указывает автор кассационной жалобы.
Из материалов дела также следует, что к участию в деле был привлечен довольствующий орган - Управление финансового обеспечения, поэтому необходимости в привлечении командования войсковой части N, на чем настаивает в кассационной жалобе ФИО1, не имеется.
Отсутствие в обжалуемом решении результатов оценки доказательств и мотивов, по которым суд отверг доводы, приведенные в заявлении, в силу части 1 статьи 364 ГПК РФ не может повлечь отмену правильного по существу судебного постановления, как это ошибочно полагает автор жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 347, 361, абз. 2 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тульского гарнизонного военного суда от 26 октября 2011 года по заявлению ФИО2 оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Верно.
Судья Московского окружного
военного суда Балабанов Н.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.