Кассационное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 19 января 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Линкина А.И.,
судей: Свинцова Д.В.,
Лаврентьева В.В.,
при секретаре Черяпкиной Т.Н., с участием представителя заявителя Цыбина Ю.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя заявителя на решение Тульского гарнизонного военного суда от 2 декабря 2011 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления прапорщика Минаковой О. Г. об оспаривании бездействия командира войсковой части 0000, выразившегося в непринятии решения об установлении заявителю дополнительной выплаты, предусмотренной приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 26 июня 2007 года N 568 "О дополнительных выплатах военнослужащим внутренних войск МВД России".
Заслушав доклад судьи Линкина А.И., объяснения представителя заявителя в обоснование доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Минакова, проходящая военную службу по контракту и находящаяся в отпуске по беременности и родам с 28 сентября 2011 года по 14 февраля 2012 года, не была включена командиром войсковой части 0000 в приказ от 28 октября 2011 года N 285 "О дополнительной выплате военнослужащим соединения, проходящим военную службу по контракту, по результатам исполнения должностных обязанностей в течение 2011 года".
Полагая свои права нарушенными, Минакова через своего представителя обратилась в военный суд с заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие командира войсковой части 0000, выразившееся в неустановлении ей дополнительной выплаты по итогам 2011 года и невключении в названный приказ.
Заявитель просила суд обязать командира войсковой части 0000 принять решение об установлении ей вышеуказанной дополнительной выплаты и внести изменения в приказ от 28 октября 2011 года N 285 в части, касающейся включения её в списки военнослужащих на установление этой дополнительной выплаты.
Кроме того, заявитель просила суд возместить ей судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за подачу заявления в суд в размере 200 рублей и 12000 рублей за оплату услуг представителя.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления Минаковой отказано.
В кассационной жалобе представитель заявителя просит решение гарнизонного военного суда отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении требований Минаковой в полном объеме по тем основаниям, что согласно пунктам 2, 4, 5, 6 и 7 Инструкции о порядке осуществления военнослужащим внутренних войск МВД России дополнительной выплаты за счет разницы между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих внутренних войск МВД России, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, утвержденной приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 26 июня 2007 года N 568, дополнительная выплата производится один раз в год при наличии и в пределах разницы между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих внутренних войск МВД России, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года. Право на дополнительную выплату не имеют военнослужащие: допустившие упущения по службе и нарушения воинской дисциплины; находящиеся в распоряжении командиров (начальников), за исключением лиц, в установленном порядке допущенных к исполнению вакантных воинских должностей.
Таким образом, по мнению автора кассационной жалобы, у командира войсковой части 0000 отсутствовали какие-либо основания для непринятия решения об установлении Минаковой дополнительной выплаты, предусмотренной названной Инструкцией. Однако названные обстоятельства не были приняты во внимание судом при рассмотрении по существу заявления Минаковой.
Ссылаясь на пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", полагает, что у суда имелись все основания для удовлетворения заявления Минаковой в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, согласно пункту 47 Инструкции о порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих внутренних войск МВД Росси (далее - Инструкция о порядке обеспечения денежным довольствием), утвержденной приказом МВД России от 31 мая 2007 года N 479, военнослужащим по контракту за период нахождения в установленных отпусках выплата денежного довольствия производится в полном размере, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 48 и 51 настоящей Инструкции.
Как усматривается из содержания пунктов 48 и 51 названной Инструкции, в них не указана категория военнослужащих, к которой, применительно к рассматриваемому вопросу, относится Минакова, находящаяся в отпуске по беременности и родам.
Согласно пункта 49 Инструкции о порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащим женского пола за время отпуска по беременности и родам вместо денежного довольствия выплачивается пособие по беременности и родам в размере денежного довольствия.
В денежное довольствие включаются ежемесячные выплаты, входящие в состав денежного довольствия в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на момент убытия в отпуск по беременности и родам.
В случае, если в период отпуска по беременности и родам произошло повышение окладов по воинским званиям и (или) по воинским должностям, увеличение окладов по воинским (специальным) званиям в связи с присвоением очередного воинского звания, а также увеличение иных ежемесячных выплат, указанные изменения учитываются с даты соответствующего повышения (увеличения).
Министром внутренних дел Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" был издан приказ от 26 июня 2007 года N 568 "О дополнительной выплате военнослужащим внутренних войск МВД России", утвердивший Инструкцию о порядке осуществления военнослужащим внутренних войск МВД России дополнительной выплаты за счет разницы между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих внутренних войск МВД России, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года (далее - Инструкция о порядке осуществления дополнительной выплаты).
В соответствии с пунктами 2 и 5 приказа МВД России от 26 июня 2007 года N 568, главнокомандующему внутренними войсками МВД России предоставлено право ежегодно устанавливать размеры дополнительной выплаты, а также на него возложен контроль за выполнение этого приказа.
Согласно пунктам 2, 5, 6 и 7 Инструкции о порядке осуществления дополнительной выплаты, она производится один раз в год при наличии и в пределах разницы между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих внутренних войск МВД России, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года
Дополнительная выплата военнослужащим устанавливается соответствующим командиром (начальником), исходя из выделенных объемов средств, в размерах, не превышающих ежегодно устанавливаемые главнокомандующим внутренними войсками МВД России размеры, по результатам исполнения военнослужащим должностных обязанностей.
Дополнительная выплата производится на основании приказов соответствующих командиров (начальников), в которых указываются суммы, установленные конкретным военнослужащим. В приказы включаются только военнослужащие, в отношении которых соответствующим командиром (начальником) принято решение об установлении им дополнительной выплаты.
Право на дополнительную выплату не имеют военнослужащие: допустившие упущения по службе и нарушения воинской дисциплины; находящиеся в распоряжении командиров (начальников), за исключением лиц, в установленном порядке допущенных к исполнению вакантных воинских должностей.
Согласно материалам дела Минакова на основании приказа командира войсковой части 0000 от 30 сентября 2011 года убыла в отпуск по беременности и родам с 28 сентября 2011 года по 14 февраля 2012 года.
Таким образом, вопреки мнению, выраженному в кассационной жалобе, суд обоснованно пришел к выводу о правомерности оспоренных Минаковой действий командира войсковой части 0000, связанных с неустановлением ей приказом от 28 октября 2011 года N 285 дополнительной выплаты, предусмотренной приказом МВД России от 26 июня 2007 года N 568, поскольку пункт 49 Инструкции о порядке обеспечения денежным довольствием содержит исчерпывающий перечень выплат, установленных военнослужащим женского пола за время отпуска по беременности и родам, к каковым и относится Минакова.
Мнение, выраженное в кассационной жалобе, об отсутствии у командира войсковой части 0000 оснований для непринятия решения об установлении заявителю дополнительной выплаты, предусмотренной Инструкцией о порядке осуществления дополнительной выплаты, не может повлиять на обоснованный вывод суда о правомерности оспоренных Минаковой действий воинского должностного лица, поскольку пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судам разъяснено, что в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), что и имело место по настоящему делу.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор кассационной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 347, 361, абз. 2, и 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тульского гарнизонного военного суда от 2 декабря 2011 года по заявлению Минаковой О. Г. оставить без изменения, а кассационную жалобу её представителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.