Кассационное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 22 декабря 2011 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего-
Романова В.С.,
судей:
Батаева А.В. и Свинцова Д.В.,
при секретаре Шкирко М.В., прокурора - военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа советника юстиции Гаджиметова Т.Д. и заявителя ФИО1 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе командира войсковой части N на решение Тульского гарнизонного военного суда от 22 сентября 2011 года, согласно которому удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части N подполковника запаса ФИО1 об оспаривании действий командира той же воинской части, связанных с исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Романова В.С., объяснения заявителя, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, а также заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда отменить и принять новое решение об отказе заявителю в удовлетворении заявления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходил военную службу по контракту в войсковой части N в городе Туле, где решением жилищной комиссии этой воинской части от 7 августа 2003 года, оформленным протоколом N 24, был принят на жилищный учет и включен в списки очередников воинской части. Кроме того, ФИО1 по прежнему месту военной службы в городе Ряжске Рязанской области удерживает по договору социального найма от 6 июня 2008 года N 419 двухкомнатную квартиру "адрес" общей площадью 42,3 кв.м., а также вместе с членами семьи в составе четырех человек находится на жилищном учете в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
Приказом главнокомандующего Военно-воздушными силами от 28 октября 2009 года N 0797 ФИО1 был уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть по возрасту - в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Впоследствии приказом командира войсковой части N от 30 ноября 2010 года N ФИО1, находящийся в распоряжении командира N авиационной базы, исключен из списков личного состава названной воинской части и направлен для дальнейшего прохождения военной службы в войсковую часть N в город Вязьму Смоленской области. Приказом командира войсковой части N от 1 декабря 2010 года N 2 он был зачислен в списки личного состава этой воинской части и определено его полагать находящимся в распоряжении данного должностного лица.
На основании приказа командира войсковой части N от 11 июля 2011 года N 153 заявитель с указанной даты был исключен из списков личного состава указанной воинской части.
Считая, что на день исключения из списков личного состава воинской части он не был обеспечен жилым помещением в избранном месте постоянного жительства, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия командира N, связанные с исключением его из списков личного состава воинской части, и обязать это должностное лицо отменить приказ от 11 июля 2011 года N 153 в части исключения его из списков личного состава воинской части и восстановить его в данных списках до обеспечения его и членов его семьи жилым помещением по договору социального найма в избранном месте постоянного жительства.
Кроме этого заявитель просил взыскать с командира войсковой части N в его пользу судебные расходы в размере 200 рублей, связанные с уплатой государственной пошлины.
Гарнизонный военный суд заявление ФИО1 удовлетворил.
В кассационной жалобе командир войсковой части N, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Суд не принял во внимание его письменные возражения о том, что положения статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" касаются процесса увольнения военнослужащего с военной службы, а не исключения его из списков личного состава воинской части. Заявитель же не оспаривает приказ об увольнении его с военной службы.
При исключении заявителя из списков личного состава воинской части были соблюдены все требования действующего законодательства, в том числе пункт 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя заявление ФИО1, гарнизонный военный суд, сославшись на пункт 1 статьи 15 и статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", исходил из того, что в нарушение этих правовых норм ФИО1 исключен из списков личного состава воинской части без предварительного обеспечения его жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту постоянного жительства.
Однако данный вывод суда не соответствует обстоятельствам дела и основан на неправильном применении норм материального права.
Так, согласно абзацам 1 и 2 пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений. Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 этого Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
На основании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Положения о порядке прохождения военной службы, вопросы обеспечения военнослужащего жилым помещением должны быть разрешены перед увольнением с военной службы.
Как видно из материалов дела, ФИО1 проходил военную службу по контракту в войсковой части N в городе Туле, где решением жилищной комиссии этой воинской части от 7 августа 2003 года (протокол N 24), был принят на жилищный учет и включен в списки очередников воинской части. Кроме того, ФИО1 по прежнему месту военной службы в городе Ряжске Рязанской области удерживает по договору социального найма от 6 июня 2008 года N 419 двухкомнатную квартиру "адрес" общей площадью 42,3 кв.м., а также вместе с членами семьи в составе четырех человек находится на жилищном учете в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
5 августа 2009 года ФИО1 обратился к командиру войсковой части N с рапортом об увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть по возрасту - в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, после обеспечения его жилым помещением в избранном месте постоянного жительства в городе Москве или в городе Королеве Московской области.
В то же время, согласно листу беседы от 12 августа 2011 года, ФИО1 выразил свое согласие с увольнением с военной службы, указав, что он обеспечен жилым помещением в городе Ряжске Рязанской области.
Впоследствии ФИО1 приказом главнокомандующего от 28 октября 2009 года N 0797 был уволен с военной службы по вышеназванному основанию. При этом в данном приказе указано о том, что ФИО1 обеспечен жилым помещением.
Данный приказ главнокомандующего заявителем не оспаривался.
Требование о незаконности приказа командира войсковой части N от 11 июля 2011 года N 153 об исключении из списков личного воинской части ФИО1 обосновывал лишь необеспечением его жилым помещением по избранному месту постоянного жительства.
Между тем, согласно пункту 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения его из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Данных о том, что ФИО1 на день исключения из списков личного состава воинской части не был обеспечен положенными видами довольствия, в материалах дела не имеется.
Таким образом, поскольку ФИО1 выразил согласие с приказом главнокомандующего о его увольнении с военной службы, то, вопреки выводу гарнизонного военного суда, препятствий к исключению заявителя из списков личного состава воинской части у командования не имелось.
В связи с отсутствием нарушений прав ФИО1 оспариваемыми действиями командира войсковой части N при исключении его из списков личного состава воинской части, на основании статьи 98 ГПК РФ не имеется оснований для возмещения понесенных им судебных расходов.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия полагает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять по нему новое решение об отказе ФИО1 в удовлетворении его заявления.
Руководствуясь статьей 347, абзацем 4 статьи 361, пунктами 3 и 4 части 1 статьи 362 и статьей 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тульского гарнизонного военного суда от 22 сентября 2011 года по заявлению ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с исключением из списков личного состава воинской части, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права отменить и, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новое решение.
В удовлетворении названного заявления ФИО1 отказать.
Верно.
Председательствующий по делу
судья В.С. Романов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.