Определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 15 декабря 2011 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Попова В.В.,
судей:
Романова В.С. и Свинцова Д.В.,
при секретаре Дурносвистовой Е.С., с участием заявителя, представителя Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области (далее - Главное управление МЧС по Смоленской области) и комиссии по учету военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, названного Главного управления (далее - комиссия) ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 27 октября 2011 года, которым бывшему военнослужащему Главного управления МЧС по Смоленской области подполковнику запаса ФИО1 отказано в удовлетворении заявления об оспаривании действий начальника Главного управления МЧС по Смоленской области, комиссии и руководителя Федерального государственного учреждения "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" МЧС России (далее - Госэкспертиза МЧС России), связанных с отказом в признании заявителя нуждающимся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Попова В.В. , объяснения заявителя в обоснование доводов кассационной жалобы и представителя должностного лица и комиссии, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из материалов дела и решения суда, с августа 1981 года ФИО1 проходил военную службу и после увольнения в мае 2000 года с военной службы проживал в трехкомнатной "адрес" общей площадью 73,5 кв. метра по адресу: "адрес". С июня 2000 года по указанному адресу постоянно зарегистрированы ФИО1, его жена и двое детей, а с мая 2008 года находящаяся на его иждивении внучка.
В октябре 2000 года он повторно призван на военную службу по контракту сроком на пять лет и с ноября 2001 года проходил ее в Главном управлении МЧС по Смоленской области.
Распоряжением комитета по управлению государственным имуществом Смоленской области от 19 апреля 2000 года N 291-р и постановлением главы администрации г. Смоленска от 2 февраля 2000 года N 254 в реестр муниципальной собственности включено числящееся на балансе АООТ "Смоленский кирпичный завод N 2" общежитие, расположенное по адресу: "адрес".
Постановлением главы администрации г. Смоленска от 16 июля 2003 года N 1292 Главному управлению МЧС по Смоленской области в указанном общежитии выделена для заселения комната N жилой площадью 16,9 кв. метра, в которой ФИО1 и его дочь были зарегистрированы по месту пребывания с 23 октября 2004 года по 23 октября 2009 года, а жена ФИО1 - с 24 марта 2008 года по 23 октября 2009 года.
22 июня и 30 июля 2009 года ФИО1 в связи с предстоящим увольнением с военной службы обратился с рапортами о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и предоставлении ему такового в г. Смоленске, однако рапорта в установленном порядке разрешены не были.
Приказом МЧС России от 28 июля 2009 года N 75-ВК он уволен с военной службы по возрасту, а приказом начальника Главного управления МЧС по Смоленской области от 30 сентября 2010 года N 86 - исключен с 17 октября того же года из списков личного состава названного управления. При этом выслуга лет заявителя в календарном исчислении составляет 28 лет.
Вступившим в законную силу решением Смоленского гарнизонного военного суда от 21 июня 2011 года на комиссию возложена обязанность рассмотреть вопрос о признании ФИО1 и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении в г. Смоленске.
Во исполнение данного судебного постановления комиссия 27 июля 2011 года (протокол N 4) рассмотрела рапорта ФИО1 и в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказала в их удовлетворении, поскольку представленные документы не подтверждают его право находиться в списке военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
Приказом МЧС России от 25 июля 2011 года N 398 с 1 октября 2011 года функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисковых спасательных формирований возложены на Госэкспертизу МЧС России. При этом согласно пункту 6 данного приказа до 1 декабря 2011 года делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях надлежит передать Госэкспертизе МЧС России и ее филиалам по территориальной принадлежности.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом последующих уточнений, просил признать незаконным и отменить решение комиссии от 27 июля 2011 года (протокол N 4), обязать начальника Главного управления МЧС по Смоленской области, комиссию и руководителя Госэкспертизы МЧС России рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в г. Смоленске с составом семьи 5 человек, взыскать в его пользу судебные расходы, состоящие из оплаты государственной пошлины и услуг представителя, соответственно, в размере 200 рублей и 5000 рублей.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении его заявления по следующим основаниям.
Так, выводы суда об отказе в удовлетворении его требований не основаны на положениях ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих, противоречат ранее вынесенным Смоленским гарнизонным военным судом судебным решениям, которыми были удовлетворены его аналогичные заявления.
Далее, приведя обстоятельства, связанные с отказом в постановке его на жилищный учет, автор жалобы утверждает, что ни о каком суммировании общих площадей жилых помещений, в которых он был зарегистрирован и расположенных в городах Ельне и Смоленске, речь идти не может. При этом комната N 67 в общежитии ему предоставлена до получения постоянного жилого помещения в г. Смоленске. Договора социального найма в отношении данного жилья он не заключал, а поэтому ссылка в решении на ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" несостоятельна. Суд не привлек к участию в деле собственника этого жилого помещения - администрацию г. Смоленска.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд указал в решении, что учетная норма площади жилого помещения в г. Смоленске установлена в размере 10,5 кв. метра. Поскольку в "адрес" общая площадь занимаемой ФИО1 и членами его семьи квартиры составляет 73,5 кв. метра, то на заявителя и членов его семьи приходится жилой площади более учетной нормы, принятой в г. Смоленске.
Кроме того, в 2003 году заявителю в общежитии "адрес" по "адрес" предоставлена комната N жилой площадью 16,9 кв. метра, а это общежитие передано в муниципальную собственность как общежитие и статус домостроения не менялся.
При таких данных, по мнению суда, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" комната N передана ФИО1 во владение и пользование для проживания на основании договора социального найма, а поэтому по месту службы в г. Смоленске заявитель обеспечен жильем и оснований для признания его нуждающимся в таковом не имеется.
Вместе с тем суд не принял во внимание ряд обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела, и неверно истолковал нормы материального права.
Согласно материалам дела ФИО1 с августа 1981 года проходил военную службу и в мае 2000 года был уволен с таковой. В октябре 2000 года он повторно призван на военную службу по контракту сроком на пять лет и с ноября 2001 года проходил ее в Главном управлении МЧС по Смоленской области.
В соответствии с подп. "в" п.3 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" контракт о прохождении военной службы, заключенный с гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, является первым.
Таким образом, в 2000 году ФИО1 заключен первый контракт о прохождении военной службы, что в силу п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" влечет обеспечение его на весь период военной службы лишь служебным жилым помещением.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу абз. 12 п. 1 ст. 15 того же Федерального закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1-3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.
Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются следующие документы:
а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами;
в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;
д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
22 июня и 30 июля 2009 года ФИО1 в связи с предстоящим увольнением с военной службы обратился с рапортами о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и предоставлении ему такового в г. Смоленске.
При этом к рапортам им приложены копия финансового лицевого счета на занимаемую им квартиру, справки Федерального бюро технической инвентаризации от 19 августа 2009 года, сообщения из Управления Федеральной регистрационной службы по "адрес", копии ордера на занимаемое жилое помещение, договора найма, справка о составе семьи и обязательство об освобождении квартиры в "адрес" при обеспечении жильем по месту военной службы.
Таким образом, заявитель местом жительства после увольнения с военной службы избрал г. Смоленск и все документы, необходимые для принятия на учет нуждающихся в получении жилого помещения в г. Смоленске, ФИО1 поданы.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, содержащейся, в частности, в решении от 24 апреля 2001 года N ВКПИ01-23 и Определении от 9 августа 2001 года N КАС01-233, основанной на анализе п. 4 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем могут являться право собственности, а также иные его права на другое жилое помещение и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав.
Как достоверно установлено по делу, ФИО1 и члены его семьи дали письменное обязательство освободить занимаемую по договору социального найма жилую площадь в "адрес" не позднее двухмесячного срока после получения жилой площади по избранному месту жительства в г. Смоленске.
В связи с этим утверждение в решении суда первой инстанции и оспоренном решении комиссии о том, что наличие у ФИО1 жилого помещения, полученного от Министерства обороны РФ в "адрес", препятствует получению жилья в г. Смоленске, следует признать необоснованным.
Действительно, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Между тем, сославшись на ст. 7 указанного Федерального закона в обоснование отказа в удовлетворении требований заявителя, суд неверно истолковал закон, посчитав, что комната N в общежитии передана ФИО1 во владение и пользование для проживания на основании договора социального найма.
Так, согласно ст.ст. 60, 61 и 63 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством РФ.
Как видно из материалов дела, договора социального найма в отношении предоставленной комнаты N в общежитии, расположенном по адресу: "адрес" ФИО1 не заключал. Статус названного жилья после передачи его в муниципальную собственность не изменился, ФИО1 и его дочь были зарегистрированы по месту пребывания в комнате N с 23 октября 2004 года по 23 октября 2009 года, а жена ФИО1 - с 24 марта 2008 года по 23 октября 2009 года.
С учетом изложенного указанный выше вывод суда и его позиция о том, что заявитель в г. Смоленске обеспечен жильем по договору социального найма и оснований для признания его нуждающимся в жилье по избранному месту жительства не имеется, является неправильным.
Не основан при таких обстоятельствах на нормах материального права и вывод в обжалуемом судебном постановлении о том, что при решении вопроса о признании ФИО1 и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении следует учитывать суммарную площадь жилых помещений, предоставленных им в городах Ельне и Смоленске.
Таким образом, судебная коллегия считает, что решение суда в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении требований ФИО1.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым решить вопрос и о судебных расходах, связанных с оплатой заявителем государственной пошлины и услуг представителя, и приходит к выводу, что заявителю надлежит полностью возместить указанные расходы, соответственно, на сумму 200 рублей и 5000 рублей.
При этом издержки в размере 5000 рублей, связанные с оплатой услуг представителя заявителя, разумны и соразмерны объему выполненных представителем юридических услуг, с учетом сложности рассматриваемого дела и времени участия адвоката в судебном заседании. Исходя из обстоятельств данного дела, такое возмещение подлежит с Главного управления МЧС по Смоленской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 347, абз. 4 ст. 361, п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 362 и ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 27 октября 2011 года по заявлению ФИО1 в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение.
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Решение комиссии по учету военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области от 27 июля 2011 года (протокол N 4) об отказе в признании заявителя и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий в г. Смоленске признать незаконным.
Обязать названную комиссию, а также начальника Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области и руководителя Федерального государственного учреждения "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" МЧС России решение от 27 июля 2011 года (протокол N 4) отменить и рассмотреть вопрос о признании ФИО1 нуждающимся в жилом помещении в г. Смоленске с составом семьи 5 человек.
Взыскать с Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области в пользу ФИО1 понесенные им судебные расходы, состоящие из оплаты государственной пошлины и услуг представителя, на общую сумму 5200 рублей.
Верно:
Председательствующий по делу В.В. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.