Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 09 августа 2012 г. по делу N 33А-694
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Попова В.В.,
судей: Великановой А.В.,
Линкина А.И.,
при секретаре Потанине Н.А., с участием заявителя Солошенко В.П. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Воронежского гарнизонного военного суда от 21 мая 2012 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления прапорщика Солошенко В.П. об оспаривании действий начальника 3 отдела (город Воронеж) Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник регионального управления ДЖО МО РФ), связанных с отказом в принятии заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Линкина А.И., объяснения заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Солошенко обратился в военный суд с заявлением, в котором указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части 00000 с 1993 года, имеет выслугу на военной службе более 20 лет и подлежит увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней. В настоящее время с составом семьи 3 человека проживает на съёмной квартире. При этом в 1990 году до поступления на военную службу по контракту ему на прежний состав семьи 3 человека органами местного самоуправления была предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: А. область, город N, ул. N, дом N, кв. N, жилой площадью 27 кв.м., общей площадью 47,7 кв.м.
В январе 2006 года он расторг брак, в феврале 2007 года снялся с регистрационного учёта по месту жительства из указанной квартиры и с 20 февраля 2007 года по настоящее время зарегистрирован по адресу войсковой части 00000 (г. Л., ул. N, д. N).
В апреле 2009 года его бывшая супруга С., дочь Г. (фамилия по мужу) и внук Г. приватизировали вышеуказанную однокомнатную квартиру на себя в равных долях (по 1/3).
В декабре 2010 года он заключил новый брак с гражданкой М., которая вместе с сыном К., находящимся у него на иждивении, зарегистрированы по месту жительства в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: А. область, город N, ул. N, дом N, кв. N, общей площадью 42, 2 кв.м., в которой также зарегистрированы бывший муж М., её свекровь, а также брат мужа Х. При этом указанная квартира в 1993 году была приватизирована Х. и является его собственностью.
26 марта 2012 года он обратился к начальнику регионального управления ДЖО МО РФ с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в избранном им после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в городе Воронеже.
Решением названного должностного лица от 27 марта 2012 года N 1-21/184 ему было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку в декабре 1990 года он органами местного самоуправления уже обеспечивался жилым помещением из муниципального жилищного фонда по адресу: А. область, г. N, ул. N, д. N, кв. N, расторгнув брак в 2007 году, снялся с регистрационного учёта по указанному адресу, зарегистрировался по адресу воинской части по месту службы, а указанная квартира была приватизирована бывшими членами его семьи. Таким образом, Солошенко, будучи один раз обеспеченным жилым помещением по договору социального найма, утратил право на повторное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Полагая свои права нарушенными, Солошенко просил суд признать незаконным названное решение указанного должностного лица и обязать начальника регионального управления ДЖО МО РФ принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в городе Воронеже.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления Солошенко отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение гарнизонного военного суда отменить по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 и 4 ст. 330 ГПК РФ, и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы обращает внимание на то, что он подлежит увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и избрал постоянным местом жительства после увольнения с военной службы город А. Каких-либо жилых помещений в городе А. он не имеет. Следовательно, по мнению автора апелляционной жалобы, он подлежит постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства.
Ссылаясь на п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", ст. 249 ГПК РФ, считает, что каких-либо доказательств законности принятого решения должностным лицом в суд не представлено.
Указывает на то, что предметом настоящего спора являлись неправомерные действия должностного лица, связанные с отказом в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном после увольнения постоянном месте жительства. Однако в резолютивной части решения суд его требования изменил, указав, что отказ должностного лица связан с принятием его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Считает, что ссылка суда в решении на постановление Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" является ошибочной, поскольку названное постановление фактически утратило силу с 1 марта 2005 года в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на пункты 1, 2, 7 и 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, полагает, что решение суда об отказе в удовлетворении его заявления не основано на законе и нормативном правовом акте, регулирующем возникшие спорные правоотношения.
Регистрация его по адресу воинской части не является основанием для признания военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий, как и отказ в таковом.
В заключение апелляционной жалобы, ссылаясь на определения Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2010 года N 205-В10-17 и от 10 марта 2011 года N 211-В11-2, полагает, что он имеет право на обеспечение жильем в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства.
Однако названные обстоятельства не были приняты во внимание судом при рассмотрении по существу его заявления.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, в соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае обеспечения федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. С военнослужащим, согласно п. 18 Инструкции, не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 (справка о сдаче жилого помещения уполномоченному органу Министерства обороны Российской Федерации) настоящей Инструкции.
Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства в лице органов местного самоуправления по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно материалам дела Солошенко и его прежняя семья в 1990 году органами местного самоуправления были обеспечены жильем по установленным нормам, расположенным по адресу: А. область, город N, ул. N, дом N, кв. N, жилой площадью 27 кв.м., общей площадью 47,7 кв.м. В 2006 году брак заявителя был расторгнут, от раздела указанной квартиры он отказался, оставив его семье, в 2007 году он снялся с регистрационного учета по названному адресу. В 2009 году эта квартира была приватизирована бывшей супругой заявителя, его дочерью и внуком в равных долях.
Таким образом, Солошенко, добровольно распорядившись выделенным ему органами местного самоуправления жильем, не имеет права требовать повторного предоставления ему жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
На основании изложенного, вопреки мнению, выраженному в апелляционной жалобе, суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку Солошенко полученным им от органов местного самоуправления жилым помещением распорядился по своему усмотрению, то он не подлежит повторному обеспечению на безвозмездной основе жильем от Министерства обороны Российской Федерации, а поэтому решение начальника регионального управления ДЖО МО РФ от 27 марта 2012 года N 1-21/184 об отказе в принятии Солошенко на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является правильным.
Ссылка в апелляционной жалобе на постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" является необоснованной, так как указанный нормативный правовой акт регулирует вопросы принятия на жилищный учет и обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы до 1 марта 2005 года, отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления, специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, и каких-либо обязанностей по обеспечению жильем военнослужащих, подлежащих увольнению после указанной даты, на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации не возлагает.
Указание в апелляционной жалобе на искажение судом заявленных Солошенко требований не может быть принято во внимание, поскольку, согласно протокола судебного заседания, заявитель пояснил суду, что он считает незаконным решение начальника регионального управления ДЖО МО РФ от 27 марта 2012 года N 1-21/184 об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Каких-либо замечаний на протокол судебного заседания, предусмотренных ст. 231 ГПК РФ, заявителем или его представителем подано не было.
Мнение автора апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении его заявления суд применил фактически утратившее силу постановление Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" является ошибочным, поскольку при рассмотрении по существу заявления Солошенко суд руководствовался положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О статусе военнослужащих", Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
Действительно, регистрация заявителя по адресу воинской части не является основанием для отказа в признании его нуждающимся в жилых помещениях. Однако, согласно решению начальника регионального управления ДЖО МО РФ от 27 марта 2012 года, Солошенко названным должностным лицом было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не по основанию регистрации его по адресу воинской части, а по иному основанию, что и являлось предметом настоящего судебного разбирательства.
Ссылка в апелляционной жалобе на определения Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2010 года N 205-В10-17 и от 10 марта 2011 года N 211-В11-2 беспредметна, поскольку какого-либо преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела указанные определения не имеют.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 329 и п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воронежского гарнизонного военного суда от 21 мая 2012 года по заявлению Солошенко В.П. оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.