Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 09 августа 2012 г. по делу N 33А-689
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Попова В.В.,
судей: Великановой А.В.,
Линкина А.И.,
при секретаре Потанине Н.А., с участием заявителя Сидорова А.М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Брянского гарнизонного военного суда от 24 апреля 2012 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления старшего лейтенанта запаса Сидорова А.М. об оспаривании действий и решений командира и жилищной комиссии войсковой части 0000, связанных с отказом в распределении заявителю жилого помещения для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Линкина А.И., объяснения заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Сидорову решением жилищной комиссии войсковой части 0000 от 12 марта 2012 года (протокол N 7) со ссылкой на статьи 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, приказ МВД России от 12 февраля 2010 года N 75 "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России", было отказано в распределении жилого помещения, расположенного по адресу: город N, В улица N, дом N, поскольку им не представлена справка о сдаче ранее распределенного ему военным ведомством жилого помещения, расположенного по адресу: город N Б, улица N, дом N, кв. N.
Полагая свои права на обеспечение жильем нарушенными, Сидоров обратился в военный суд с заявлением, в котором просил отменить названное решение и обязать жилищную комиссию войсковой части 0000 распределить ему квартиру в доме N по адресу: город В., улица N, а командира войсковой части 0000 - утвердить данное решение.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления Сидорова отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы обращает внимание на то, что распределенная ему МВД России в 1993 году на семью из четырех человек 2-х комнатная квартира, расположенная по адресу: город Б., улица N, дом N, кв. N, жилой площадью 30, 5 м. кв. являлась временной мерой и не реализовала его право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку согласно ст. 38 ЖК РСФСР норма предоставления жилой площади была установлена в размере 12 м.кв. на одного человека. Таким образом, он не был обеспечен жильем по установленным действующим законодательством нормам.
Ссылаясь на ст. 57 ЖК РФ, пункты 40 и 43 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД России от 12 февраля 2010 года N 75, считает, что он имеет право на обеспечение жильем, поскольку признан нуждающимся в жилых помещениях решением жилищной комиссии воинской части с 25 января 2002 года.
В заключение апелляционной жалобы обращает внимание на то, что при распределении жилья действующим законодательством не предусмотрено предоставление справки о сдаче ранее занимаемых жилых помещений.
Однако названные обстоятельства не были приняты во внимание судом при рассмотрении по существу его заявления.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, в соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями в Министерстве внутренних дел Российской Федерации Инструкцией об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России (далее - Инструкция), утвержденной приказом МВД России от 12 февраля 2010 года N 75.
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае обеспечения федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете.
Для военнослужащих МВД России, согласно п. 19 Инструкции, при постановке на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему копии справки о сдаче жилого помещения (приложение N 6 к настоящей Инструкции) и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации (иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Согласно материалам дела Сидоров и его прежняя семья в 1993 году были обеспечены от МВД России жилым помещением, расположенным по адресу: город Б., улица N, дом N, кв. N, жилой площадью 30, 5 м. кв., общей площадью 51, 8 кв.м. В 2001 году брак заявителя был расторгнут, от раздела указанной квартиры он отказался, оставив его семье, в 2002 году он снялся с регистрационного учета по названному адресу. В 2004 году эта квартира была приватизирована бывшей супругой заявителя и его дочерью в равных долях.
Таким образом, Сидоров, добровольно распорядившись выделенным ему МВД России жильем, не имеет права требовать повторного предоставления ему жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
На основании изложенного, вопреки мнению, выраженному в апелляционной жалобе, суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку Сидоров полученное от МВД России жилое помещение в установленном порядке уполномоченному органу МВД России не сдал, то он не подлежит повторному обеспечению на безвозмездной основе жильем от МВД России, а поэтому решение жилищной комиссии войсковой части 0000 от 12 марта 2012 года (протокол N 7) об отказе в распределении ему жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: город В., улица N, дом N, является правильным.
Предоставление Сидорову в 1993 году на семью из четырех человек 2-х комнатной квартиры жилой площадью 30, 5 м. кв., то есть менее установленной ст. 38 ЖК РСФСР (действующей на тот период времени) нормы предоставления жилой площади, на что обращено внимание в апелляционной жалобе, правового значения для разрешения по существу настоящего дела не имеет, поскольку заявитель при расторжении в 2001 году брака от раздела указанной квартиры отказался, оставив её семье.
Признание Сидорова нуждающимся в жилых помещениях решением жилищной комиссии воинской части с 25 января 2002 года, о чем указано в апелляционной жалобе, не может быть принято во внимание, поскольку предметом настоящего судебного разбирательства являлись неправомерные, по мнению заявителя, действия командира и жилищной комиссии войсковой части 0000, связанные с отказом в распределении ему жилого помещения для постоянного проживания, а не вопросы нахождения его на жилищном учете. Кроме того, из оспоренного Сидоровым решения жилищной комиссии войсковой части 0000 от 12 марта 2012 года (протокол N 7) следует, что заявителю лишь отказано в распределении жилого помещения. Каких-либо решений о нахождении его на жилищном учете принято не было.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 329 и п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Брянского гарнизонного военного суда от 24 апреля 2012 года по заявлению Сидорова А.М. оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.