Решение Московского окружного военного суда г. Москвы от 03 августа 2012 г.
(Извлечение)
Судья Московского окружного военного суда Неустроев Вадим Сергеевич,
при секретаре Мусиенко Т.В.,
с участием Маренкова А.А. - защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,
Левиной Т.К. - представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Побота А.В. на решение судьи Нижегородского гарнизонного военного суда от 20 июня 2012 г., согласно которому оставлено без изменения постановление ВрИО руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области Файзуллиной Натальи Алексеевны от 26 апреля 2012 г. N12/207 о признании временно исполняющего должность начальника Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Нижегородской области" (ФКУ "УФО МО РФ по Нижегородской области") подполковника
ПОБОТА Алексея Владимировича, родившегося 30 августа 1978 г. в г.Красноармейске Московской области, зарегистрированного по адресу: Нижегородская область, Володарский район, пос.Новосмолинский, ул.Танковая, д.20, кв.46, не привлекавшегося ранее к административной ответственности,
виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.14 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 4000 (четырех тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
В результате проведения в марте 2012 года ревизии финансово-хозяйственной деятельности ФКУ "УФО МО РФ по Нижегородской области" установлено нецелевое использование денежных средств федерального бюджета, выразившееся в том, что на основании распоряжения временно исполняющего должность начальника указанного казенного учреждения Побота от 29 декабря 2011 г. была произведена выплата денежных средств для проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения военнослужащим, проходящим военную службу по призыву на сумму 58639 руб., выделенных на компенсацию стоимости вещевого имущества.
В соответствии с постановлением ВрИО руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области от 26 апреля 2012 г. N12/207 Побот признан виновным в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.14 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.
Будучи несогласным с данным постановлением, Побот обжаловал его в военный суд. Судья Нижегородского гарнизонного военного суда 20 июня 2012 г. оставил указанное постановления без изменения, а жалобу Побота - без удовлетворения.
В жалобе Побот выражает несогласие с постановлением должностного лица и решением судьи, считая совершенное им административное правонарушение малозначительным, в связи с чем просит отменить принятое решение, прекратив производство по настоящему делу.
В обоснование этого утверждает, что судьей не были в полной мере учтены все обстоятельства совершенного административного правонарушения, специфический характер взаимоотношений в сфере выплаты денежного довольствия военнослужащим, отсутствие вреда и тяжких последствий.
Побот указывает на то, что в судебном заседании была установлена необходимость производства денежных выплат, поскольку ФКУ "УФО МО РФ по Нижегородской области" осуществляло экономическое обеспечение военнослужащих.
Далее в жалобе приводятся положения Конституции Российской Федерации, на основании которых делается вывод об обязанности выплаты военнослужащим положенного им денежного довольствия и иных компенсационных выплат, являющихся, по мнению Побота, вознаграждением за труд. В связи с этим отсутствие лимитов денежных обязательств не может являться основанием для прекращения указанных выплат.
Автор жалобы утверждает, что ФКУ "УФО МО РФ по Нижегородской области" неоднократно направлялись заявки на выделение дополнительных лимитов бюджетных обязательств, однако, финансирование поступало несвоевременно и не в полном объеме. В связи с этим, отмечается в жалобе, и в целях недопущения нарушения прав и законных интересов военнослужащих и членов их семей, предотвращения социальной напряженности среди указанной категории граждан и подачи исковых заявлений, что могло повлечь дополнительных бюджетные расходы, принимались решения о выплате военнослужащим полагающихся им денежных средств за счет иных статей расходов.
Изложенное, по мнению Побота, свидетельствует о том, что совершенные ФКУ "УФО МО РФ по Нижегородской области" действия были направлены на предупреждение существенного нарушения охраняемых законом общественных отношений в сфере выплаты военнослужащим денежного довольствия, что позволяет квалифицировать совершенное Поботом правонарушение как малозначительное.
В судебном заседании Представитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области представила акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности ФКУ "УФО МО РФ по Нижегородской области" за 2011 год и просила оставить постановление должностного лица от 26 апреля 2012 г. и решение судьи от 20 июня 2012 г. по настоящему делу без изменения, а жалобу Побота - без удовлетворения.
Защитник Побота Маренков подтвердил доводы жалобы своего доверителя, просил обратить внимание на малозначительность, с его точки зрения, совершенного Поботом правонарушения, в связи с чем прекратить производство по настоящему делу.
Рассмотрев материалы дела и проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что как при подготовке, так и при рассмотрении настоящего дела должностными лицами, участвовавшими в производстве по делу об административном правонарушении в отношении Побота, а также судьей не было допущено нарушений процессуального и материального закона, влекущих отмену либо изменение вынесенного судебного постановления. Как должностным лицом, вынесшим постановление о назначении Поботу административного наказания, так и судьей были учтены доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу и все они получили надлежащую оценку в принятых процессуальных решениях.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 октября 2010 г. на Побота возложено временное исполнение должности начальника ФКУ "УФО МО РФ по Нижегородской области".
Таким образом, Побот являлся начальником казенного учреждения, который в силу п.37 Положения о федеральном казенном учреждении "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Нижегородской области" несет ответственность за нецелевое использование средств федерального бюджета.
В соответствии с действовавшими на момент совершения административного правонарушения положениями п.3.2.4 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N190н (Указания) выплата денежных средств для проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, производится по целевой статье 2020000 "Воинские формирования (органы, подразделения)", программе 6700 "Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований", виду расходов 014 "Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны", коду КОСГУ 212 "Прочие выплаты".
Как установлено в ходе производства по настоящему делу, в том числе из жалобы Побота на постановление должностного лица, выплата вышеуказанных денежных средств была по распоряжению Побота произведена не в соответствии с требованиями Указаний, а по программе 7200 "Вещевое обеспечение", подпрограмме 7203 "Компенсация стоимости вещевого имущества" виду расходов 014 "Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны", коду КОСГУ 212 "Прочие выплаты".
Изложенное нашло свое подтверждение также в результате исследования в судебном заседании копий: заявок на получение наличных денег N0021 от 29 сентября 2011 г. и N34 от 21 декабря того же года, приходных кассовых ордеров, расходного кассового ордера, расчетно-платежных ведомостей.
При таких данных судья пришел к обоснованному выводу о том, что Побот использовал бюджетные средства на цели, не соответствующие условиям их получения, что в силу ст.289 Бюджетного кодекса Российской Федерации влечет, в том числе наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку предусмотренное ч.1 ст.15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в чем обвиняется Побот, образует формальный состав, и такое нарушение нашло свое подтверждение в судебном заседании, вывод судьи о квалификации содеянного Поботом по указанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным.
Утверждение Побота в жалобе о малозначительности совершенного им административного правонарушения является несостоятельным.
Состав административного правонарушения, в совершении которого Побот признан виновным, направлен на предупреждение нарушений в сфере бюджетного финансирования, а именно на предотвращение использования денежных средств не по их целевому назначению, и не требует наступления каких-либо негативных последствий, поэтому само по себе отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и непричинение вреда интересам граждан, общества и государства не может быть признано основанием для признания этого правонарушения малозначительным.
Обязанность соблюдения начальником казенного учреждения целевого предназначения денежных средств основывается на закрепленном в ст.38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципе адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Из исследованных в судебном заседании доказательств усматривается, что Побот, являясь руководителем казенного предприятия, проигнорировал вышеуказанные положения закона, охраняющие надлежащее функционирование всей бюджетной системы Российской Федерации.
Данный вывод следует, в частности, из заявок на получение наличных денежных средств от 29 сентября и от 21 декабря 2011 г., согласно которым Поботом не были истребованы денежные средства на проезд на общественном транспорте военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а эти деньги были получены как причитающиеся на расходы по оплате компенсации стоимости вещевого имущества.
Защитник Побота в суде пояснил, что в декабре 2011 года Поботом денежные средства на указанные цели не истребовались. Более того, ни Поботом, ни его защитником не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих истребование денежных средств для надлежащего финансирования расходов на вышеназванные цели, а также на изменение целевого характера финансового обеспечения, то есть перевода денег с одной статьи на другую в течение 2011 финансового года.
При таких данных утверждение Побота в жалобе о том, что им предпринимались меры по увеличению лимитов бюджетных обязательств в части расходов, нецелевое использование которых было выявлено, является надуманным, в связи с чем не имеется оснований для признания совершенного Поботом административного правонарушения малозначительным.
В связи с вышеизложенным не может свидетельствовать о малозначительности и сама по себе возможность изменения главным распорядителем бюджетных средств целевого характера финансирования.
Следует согласиться и с выводом судьи о том, что отсутствие надлежащего контроля со стороны главного распорядителя бюджетных средств и федерального казначейства не освобождало Побота от обязанности соблюдения бюджетного законодательства. Более того, указанные органы до момента расходования денег не обладали информацией о нецелевом характере использования Поботом бюджетных средств.
При назначении Поботу административного наказания должностным лицом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора были правильно учтены характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, данные о личности Побота, обстоятельства, смягчающие его ответственность, отсутствие отягчающих обстоятельств, в связи с чем назначенное ему минимальное административное наказание, предусмотренное ч.1 ст.15.14 КоАП РФ, следует признать соответствующим требованиям ст.4.1 КоАП РФ и справедливым.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.9. и п.1 ч.1 ст.30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение судьи Нижегородского гарнизонного военного суда от 20 июня 2012 г. и постановление ВрИО руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области от 26 апреля 2012 г. N12/207 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Побота Алексея Владимировича оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Судья Подпись
Судья Московского окружного военного суда
В.С. Неустроев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.