Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 23 августа 2012 г. по делу N 33А-758
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю.,
судей: Линкина А.И. и Свинцова Д.В.,
при секретаре Кислинской А.Д., с участием заявителя и представителя заместителя Министра обороны Российской Федерации (далее - МО РФ), руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее - ДЖО МО РФ) ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 7 июня 2012 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего отдела Федеральной службы безопасности Российской Федерации по военным академиям и научно-исследовательским институтам города Москвы подполковника ФИО1 об оспаривании действий (бездействия) заместителя МО РФ, руководителя ДЖО МО РФ, связанных с отказом в заключении с заявителем договора найма служебного жилого помещения.
Заслушав доклад Свинцова Д.В., объяснения заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, представителя должностных лиц, возражавших против её удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как следует из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходит военную службу в отделе Федеральной службы безопасности Российской Федерации по военным академиям и научно-исследовательским институтам города Москвы. Как военнослужащий, назначенный на воинскую должность после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания после 1998 года 16 августа 2007 года он признан нуждающимся в обеспечении служебной жилой площадью.
В соответствии с решением начальника расквартирования и обустройства МО РФ - заместителя МО РФ и на основании извещения начальника N управления (жилищного обеспечения) ГлавКЭУ МО РФ от 30 декабря 2009 года N 1384, жилищной комиссией ФАУ " N Государственный научно исследовательский институт химмотологии Министерства обороны Российской Федерации" (далее - жилищная комиссия института) в январе 2010 года ему была распределена однокомнатная квартира по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", в качестве служебного жилья.
На основании решения жилищной комиссии института были оформлены списки распределения жилого помещения, которые прошли согласование в N Управлении жилищного обеспечения МО РФ.
С учетом указания Департамента имущественных отношений Минобороны России от 26 октября 2010 года N 141/220147, Люберецкая квартирно-эксплуатационная часть района заключила с заявителем договор от 20 декабря 2010 года N 380 краткосрочного найма вышеуказанного жилого помещения.
В августе и ноябре 2011 года ФИО1 направил письменные обращения к руководителю ДЖО МО РФ с просьбой заключить с ним соответствующий договор найма служебного жилого помещения.
В феврале 2012 года им получено сообщение от заместителя МО РФ от 13 декабря 2011 года N 194/05/1734 об освобождении им занимаемого жилого помещения и об отмене решения жилищной комиссии института от 11 января 2010 года, поскольку данное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением и просил признать незаконными действия заместителя МО РФ, связанные с отменой решения о распределении заявителю служебного жилого помещения, бездействие руководителя ДЖО МО РФ, связанное с незаключением с ним договора найма служебного жилого помещения по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", и возложить на руководителя ДЖО МО РФ обязанность заключить с ним договор найма служебного жилого помещения по указанному адресу и на заместителя МО РФ отменить решение от 13 декабря 2011 года N 194/01/18684 об отмене решения жилищной комиссии института о распределении заявителю служебного жилого помещения.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления ФИО1 отказал.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и вынести новое решение, удовлетворив его заявление.
При этом автор жалобы приводит следующие доводы.
Вывод суда первой инстанции о правомочности действий заместителя МО РФ по принятию решения об отмене решения жилищной комиссии института о распределении ему служебного жилого помещения, сделанный на основании дополнений во временные обязанности заместителя МО РФ (указание Министра обороны РФ от 6 апреля 2011 г. N 205/2/191), не основан на нормах действующего законодательства, так как жилищное законодательство не предусматривает возможность отмены ранее принятых уполномоченными жилищными органами решений о выделении жилых помещений.
Автор апелляционной жалобы считает, что внесенные вышеупомянутые дополнения во временные обязанности заместителя МО РФ носят нормативный характер, противоречат требованиям ЖК РФ и подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.
Обращает внимание на указание МО РФ от 6 апреля 2011 г. N 205/2/191, которое, по его мнению, противоречит приказам МО РФ от 30 сентября 2010 г N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" и от 18 ноября 2010 г. N 1550 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилыми помещениями", согласно которым обязанность по принятию решений касающихся жилищного обеспечения военнослужащих прямо возложена на ДЖО МО РФ и его структурные подразделения. Ни к одному из этих подразделений заместитель МО РФ не относится, и поэтому полагает, что с момента издания этих приказов вышеизложенное указание является недействующим.
Суд первой инстанции пришёл к ошибочному выводу о том, что договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 ЖК РФ случаях, поскольку он не основан на нормах действующего законодательства. Судом подменяются понятия "выселение из жилого помещения" и "принятие решения о незаконности распределения жилого помещения". Вопрос о законности действий должностного лица неправомерно приравнен к рассмотрению вопроса о выселении из занимаемого жилого помещения. При этом иск о выселении данным судом не рассматривался.
ФИО1 утверждает, что отнесение данного жилья к категории служебного носило и носит исключительно технический характер и не может влечь нарушение прав и законных интересов военнослужащего, вселившегося в него на законных основаниях, оплачивающего коммунальные услуги и проживающего в нем на протяжении 1,5 лет.
Констатирует, что 20 декабря 2010 года Люберецкой КЭЧ района с ним заключен договор краткосрочного найма служебного жилого помещения, где п.2.1.2 предусматривалось по окончанию государственной регистрации прав заключить с ним договор служебного найма этого жилого помещения. При этом полномочия данного жилищного органа носили общеизвестный характер и были закреплены в приказе МО РФ от 15 февраля 2000 года N 80.
Указывает на то, что ЖК РФ не предусматривает формы договора в виде договора краткосрочного найма жилого помещения, и из этого следует, что данный договор, по существу, является договором найма специализированного жилого помещения.
Автор жалобы утверждает, что несвоевременность оформления правоустанавливающих документов на жилое помещение, нераспорядительность должностных лиц, равно как и попытки пересмотра ранее принятых решений, не могут нарушать его право на получение служебного жилья.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 23 Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органах (органах безопасности в войсках), утвержденного Указом Президента от 7 февраля 2000 года N 318 управления и отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по оперативно-стратегическим и оперативным объединениям, отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по объединениям, соединениям, воинским частям и организациям соответствующими органами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов обеспечиваются служебными и жилыми помещениями для сотрудников органов безопасности в войсках - соответствующими объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 92 ЖК РФ определяет, что к помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Согласно постановлению Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Из материалов дела видно, что жилищной комиссией института N 1 от 11 января 2010 года ФИО1 на основании извещения ГлавКЭУ МО РФ N 1384 от 30 декабря 2009 года распределено служебное жилое помещение по адресу: "адрес", "адрес".
Выпиской из единого государственного реестра и сообщения начальника отдела Департамента судебно-правовой работы МО РФ подтверждается, что решение по отнесению жилого помещения по адресу "адрес", "адрес", "адрес", к специализированному жилищному фонду не принималось. Кроме того, из указанной выписки следует, что право собственности на это жилое помещение оформлено 21 декабря 2010 года.
Из подпункта 17 пункта 7 Временных обязанностей заместителя Министра обороны Российской Федерации следует, что указанное должностное лицо имеет право отменять ранее приняты решения жилищных комиссий и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о распределении (отказе в распределении) жилых помещений, если такие решения приняты с нарушением действующего законодательства.
В соответствии с решением заместителя Министра обороны Российской Федерации от 13 декабря 2011 года N 194/01/18684 указанное решение жилищной комиссии института о распределении ФИО1 служебного жилого помещения отменено.
При таких обстоятельствах, вопреки мнению автора апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что жилищная комиссия института не имела правовых оснований для распределения ФИО1 жилого помещения по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", как служебного жилого помещения, поскольку это помещение не относится к разряду специализированного жилого помещения. Поэтому суд первой инстанции сделал правильный вывод, что заместитель Министра обороны Российской Федерации на законных основаниях в пределах предоставленной ему компетенции принял решение от 13 декабря 2011 года N 194/01/18684 об отмене решения жилищной комиссии института о распределении заявителю служебного жилого помещения.
Исходя из вышеизложенного и обжалуемое бездействие руководителя ДЖО МО РФ по незаключению с заявителем договора найма служебного жилого помещения на вышеназванную конкретную квартиру является правомерным.
Вопреки утверждению автора апелляционной жалобы, право заместителя МО РФ по отмене ранее принятых уполномоченными жилищными органами решений о выделении жилых помещений не противоречит действующему законодательству.
Утверждение ФИО1 о рассмотрении судом первой инстанции вопроса об его выселении из указанного жилого помещения следует признать несостоятельным, поскольку этот вопрос предметом судебного разбирательства по настоящему делу не являлся.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 7 июня 2012 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Верно.
Судья Московского окружного
военного суда Свинцов Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.