Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 08 ноября 2012 г. по делу N 33А-1058
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Уланова А.Е.,
судей: Коронца А.А.,
Линкина А.И.,
при секретаре Потанине Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира и жилищной комиссии войсковой части N на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 23 августа 2012 года, согласно которому удовлетворено заявление прапорщика ФИО1 об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с отказом в признании заявителя нуждающейся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Линкина А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, проходящей военную службу по контракту с августа 1995 года, решением жилищной комиссии войсковой части N от 27 июля 2012 года (протокол N 10), утвержденным командиром этой воинской части, было отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях, поскольку согласно части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратилась в военный суд с заявлением, в котором просила признать незаконным утвержденное командиром воинской части решение жилищной комиссии войсковой части N от 27 июля 2012 года (протокол N 10), обязать командира и жилищную комиссию отменить названное решение в указанной части и рассмотреть вопрос о принятии её и членов семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в войсковой части N в порядке и по нормам действующего законодательства с момента обращения её с рапортом 23 июля 2012 года, а командира войсковой части N утвердить данное решение.
Судом первой инстанции заявление ФИО1 удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель командира и жилищной комиссии воинской части просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 по тем основаниям, что согласно вступившему в законную силу с 1 марта 2005 года Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - ЖК РФ) принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом.
Указывает на то, что согласно части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Следовательно, наделяя органы местного самоуправления правом принимать граждан на учет в качестве нуждающихся в получении жилья, ЖК РФ не предусматривает каких-либо исключений по указанному вопросу.
Во исполнение требований ЖК РФ и в целях упорядочения работы во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации по реализации установленных законодательством Российской Федерации прав и социальных гарантий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, по обеспечению жилыми помещениями МВД России издан приказ от 12 февраля 2010 года N 75 "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России", которым помимо прочего предусмотрены полномочия жилищных комиссий воинских частей (соединений) по признанию военнослужащих внутренних войск нуждающимися в получении жилья. Данные полномочия реализуются жилищными комиссиями исключительно при определении нуждаемости военнослужащих, ранее, то есть до 1 марта 2005 года и до 12 февраля 2010 года соответственно, признанных нуждающимися в получении жилья и перемещаемых по службе на новое место прохождения военной службы по контракту. Следовательно, военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, реализуют свое право быть признанными нуждающимися в получении жилья через уполномоченные жилищным законодательством Российской Федерации - органы местного самоуправления.
Обращает внимание на то, что распоряжением главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 19 апреля 2010 г. N 4/22 - 4186 "О недостатках в вопросах ведения жилищного учета и предоставления жилой площади" запрещена постановка на жилищный учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма по месту прохождения военной службы военнослужащих, ранее не состоявших на жилищном учете во внутренних войсках МВД России.
Таким образом, по мнению автора апелляционной жалобы, жилищной комиссией войсковой части N заявителю было правомерно отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении. Однако названные обстоятельства не были приняты во внимание судом при рассмотрении по существу заявления ФИО1.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, согласно статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту и заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Частью 5 статьи 5 ЖК РФ определено, что федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 927, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Таким образом, Министерство внутренних дел Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду Российской Федерации, закрепленному за этим федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 3, 18, 19, 22, 26 и 27 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 года N 75, вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих внутренних войск МВД РФ жилыми помещениями, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации и организуется в порядке, предусмотренном Инструкцией. В целях соблюдения законности при распределении жилья и использовании жилой площади, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, в каждой части приказом соответствующего командира создаётся жилищная комиссия. Для принятия на учёт нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подаётся в порядке подчинённости рапорт с резолюцией непосредственного начальника, с приложением необходимых документов. Военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей. Решение о постановке или о невозможности постановки на учет военнослужащих в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимается жилищной комиссией по результатам рассмотрения рапорта (заявления) не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в комиссию. При рассмотрении жилищных вопросов в протоколах жилищных комиссий подробно указываются жилищные условия военнослужащих, состав семьи (персонально) со ссылкой на конкретные положения законодательства Российской Федерации, на основании которых военнослужащий признается нуждающимся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий).
По смыслу указанных норм, принятие военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется жилищными комиссиями воинских частей по месту прохождения ими военной службы на основании их рапортов.
Поскольку ФИО1 является военнослужащим войсковой части N, суд правомерно пришел к выводу о том, что именно в этой воинской части должен решаться вопрос о принятии её на жилищный учет.
Таким образом, вопреки мнению, выраженному в апелляционной жалобе, суд правомерно удовлетворил заявленные требования ФИО1 и возложил на жилищную комиссию войсковой части N обязанность рассмотреть вопрос о принятии заявителя и членов её семьи на жилищный учет, поскольку обеспечение военнослужащих жилыми помещениями осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, к которым относится и МВД РФ.
Мнение автора апелляционной жалобы, со ссылкой на положения части 3 статьи 52 ЖК РФ, о необходимости принятия ФИО1 на жилищный учет органами местного самоуправления является ошибочным, поскольку такой порядок принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях предусмотрен для лиц, не являющихся военнослужащими, к каковым заявитель не относится.
Ссылка в апелляционной жалобе на распоряжение главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 19 апреля 2010 г. N 4/22 - 4186 "О недостатках в вопросах ведения жилищного учета и предоставления жилой площади", которым запрещена постановка на жилищный учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма по месту прохождения военной службы военнослужащих, ранее не состоявших на жилищном учете во внутренних войсках МВД России, не может быть принята во внимание, поскольку не основана на Федеральном законе "О статусе военнослужащих".
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 347, 361, абз. 2, и 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 23 августа 2012 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира и жилищной комиссии войсковой части N - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.