Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 18 октября 2012 г. по делу N 33А-1047
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего
Караблина А.А.,
судей:
Балабанова Н.Н. и Смирнова М.Г.,
при секретаре Скворцовой А.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение 235 гарнизонного военного суда от 27 июля 2012 года, согласно которому военнослужащему войсковой части N старшему лейтенанту ФИО1 отказано в удовлетворении заявления об оспаривании бездействия командира войсковой части N и начальника филиала N Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес" и "адрес"" (далее - Управление финансового обеспечения), связанного с невыплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Балабанова Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, 10 августа 2009 года ФИО1 заключил договор найма жилого помещения, расположенного в городе Москве.
Приказом командира войсковой части N от 3 сентября 2009 года N 173 ФИО1 с 29 августа 2009 года зачислен в списки личного состава названной воинской части, которая до 1 июля 2012 года дислоцировалась в поселке "адрес".
18 июня 2010 года заявителем с Федеральным государственным учреждением "Люберецкая КЭЧ района" заключен договор найма жилого помещения в общежитии.
21 декабря 2010 года ФИО1 обратился к командиру войсковой части N с рапортом, в котором просил выплатить оспариваемую им компенсацию.
Приказом командира войсковой части N от 28 декабря 2010 года N 252 ФИО1 установлена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения по соответствующему договору с 10 августа 2009 года в размере 15000 рублей за каждый месяц проживания, однако денежные средства ему выплачены не были.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие командира войсковой части N и начальника филиала N 4 Управления финансового обеспечения, связанное с невыплатой денежной компенсации за наем жилого помещения в период с 10 августа 2009 года по 10 августа 2010 года и обязать начальника филиала N 4 Управления финансового обеспечения выплатить ему данную компенсацию за указанный период в размере 180 000 рублей.
Кроме того, ФИО1 просил взыскать с начальника филиала N Управления финансового обеспечения в его пользу 180 000 рублей в счет компенсации морального вреда.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления ФИО1 отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее автор ссылается на вышеупомянутый приказ командира войсковой части N, которым ему установлена выплата оспариваемой им компенсации, а также на то обстоятельство, что в период с 10 августа 2009 года по 10 августа 2010 года он каким-либо жильем не обеспечивался и вынужден был оплачивать наем жилого помещения за счет собственных средств.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит оспариваемое решение законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Частью 3 статьи 15 Закона определено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
Анализ приведенных норм действующего законодательства дает основания для вывода, что условиями выплаты денежной компенсации является не только отсутствие у военнослужащего жилья по месту прохождения военной службы, но и наличие подтвержденного документами права на его получение (в том числе служебного жилья). То есть, для получения денежной компенсации военнослужащий должен быть принят на жилищный учет.
Как видно из материалов дела и верно установил суд первой инстанции, ФИО1 на жилищном учете не состоит, равно как не состоял на данном учете и в оспариваемый им период.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что достаточных оснований для выплаты ему денежной компенсации за этот период не имеется.
Ссылка ФИО1 на то, что он не обеспечен жилым помещением, беспредметна, поскольку именно в связи с этим обстоятельством законодательством и предусмотрена выплата оспариваемой денежной компенсации в установленном законодательством порядке.
Сам по себе факт издания командиром войсковой части N приказа о выплате заявителю денежной компенсации, вопреки утверждению автора жалобы, не является достаточным основанием для производства данной выплаты.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение 235 гарнизонного военного суда 27 июля 2012 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Верно.
Судья Московского
окружного военного суда Н.Н. Балабанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.