Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 22 ноября 2012 г. по делу N 33А-1157
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Караблина А.А.,
судей:
Балабанова Н.Н. и Павленка С.В.,
при секретаре Татарченко Н.М., с участием заявителя, представителя командира войсковой части N ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе командира войсковой части N на решение Московского гарнизонного военного суда от 7 сентября 2012 года, согласно которому удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части N майора запаса ФИО1 об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Павленка С.В., объяснения должностного лица в обоснование апелляционной жалобы, доводы заявителя, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, с 28 сентября 2007 года ФИО1 зарегистрирован при войсковой части N по адресу: "адрес". В связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части N от 27 августа 2010 года ФИО1 принят на учет нуждающихся в обеспечении жильем для постоянного проживания составом семьи один человек, но решением этой же комиссии от 30 мая 2012 года ФИО1 снят с учета нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания, поскольку у супруги заявителя на праве собственности имеются квартиры в городе "адрес".
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N от 30 мая 2012 года в части снятия его с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением и обязать командира и жилищную комиссию этой воинской части отменить это решение и восстановить на учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. Кроме того, просил взыскать с войсковой части N в его пользу судебные расходы в размере уплаченной государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Гарнизонный военный суд заявление ФИО1 удовлетворил.
В апелляционной жалобе командир войсковой части N, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы должностное лицо указывает, что при увольнении с военной службы и решении вопроса о предоставлении однокомнатной квартиры ФИО1 имел состав семьи 3 человека. При этом жена имеет в собственности квартиры, расположенные по адресам: "адрес", общей площадью 54 кв.м. и "адрес", общей площадью 41,1 кв.м., в связи с чем заявителю отказано в получении поступившей в войсковую часть N однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", а сам ФИО1 снят с жилищного учёта в связи с утратой им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Полагает, что при принятии решения суд необоснованно руководствовался ст. 36 Семейного кодекса РФ, так как в соответствии со ст. 31 этого же кодекса ФИО1 имеет право на проживание в квартирах жены.
В заключение указывает, что ФИО1 утратил основание, дающее ему право на получение помещения по договору социального найма, в связи с чем был обоснованно снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Вопреки доводам автора жалобы, выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Согласно п. 19 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД России от 12 февраля 2010 года N 75 для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с резолюцией непосредственного начальника, составленного в произвольной форме по рекомендуемому образцу.
К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
В соответствии с п. 22 той же Инструкции военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно материалов дела приказом командира войсковой части N от 14 июля 2010 года N 133 с/ч ФИО1, уволенный с военной службы в запас приказом командующего войсками Центрального регионального командования внутренних войск МВД России от 8 июля 2010 года N 75 в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", исключен из списков личного состава воинской части и всех видов довольствия с 14 июля 2010 года.
Теми же материалами подтверждается, что на жилищный учет ФИО1 поставлен решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части N от 27 августа 2010 года.
30 мая 2012 года решением этой же жилищной комиссии ФИО1 снят с учета нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания, поскольку у супруги заявителя имеется на праве собственности две квартиры в городе "адрес".
Также материалами дела подтверждается, что ФИО1 (Зыбиной) на праве собственности согласно договору дарения от 26 ноября 2009 года (государственная регистрация права 25 декабря 2009 года) принадлежит квартира общей площадью 41,1 кв.м. по адресу: "адрес", а также квартира согласно договору на передачу квартир в собственность N 29831 от 6 октября 2009 года (государственная регистрация права 23 октября 2009 года) общей площадью 55,9 кв.м. по адресу: "адрес".
Из копии паспорта ФИО1 усматривается, что он зарегистрирован по месту жительства по адресу войсковой части 7456 "адрес".
Поскольку гарнизонный военный суд установил, что ФИО1 заключил первый контракт после 1 января 1998 года, 8 июля 2010 уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья, календарная выслуга составляет более 10 лет, а решением жилищной комиссии войсковой части N от 27 августа 2010 года заявитель в составе 1 человека поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья, то пришел к обоснованному выводу, что ФИО1 приобрел право на обеспечение жильем для постоянного проживания.
Правильным является и вывод суда о том, что поскольку ФИО1 каким-либо жильем не обеспечен, не является собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения и никогда не проживал в квартире жены, то он имеет право на предоставление жилого помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности решения жилищной комиссии войсковой части N от 30 мая 2012 года, оформленного протоколом N 5-2012, в части снятия ФИО1 с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Приходя к такому выводу, гарнизонный военный суд правильно учитывал, что в соответствии со статьей 36 Семейного кодекса РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью, в связи с чем поскольку супруга заявителя стала собственником квартир до заключения брака с заявителем, то указанные квартиры не являются общим совместным имуществом ФИО1 и его супруги.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается автор в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 и 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 7 сентября 2012 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу командира войсковой части N - без удовлетворения.
Верно:
Судья Московского
окружного военного суда С.В. Павленок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.