Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 29 ноября 2012 г. по делу N 33А-1173
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Павленка С.В. и Балабанова Н.Н.,
при секретаре Скворцовой А.Д., с участием представителя заявителя ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя и ее представителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 6 августа 2012 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления прапорщика ФИО1 об оспаривании действий (бездействия) начальника Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" (далее - начальник "Западрегионжилье") и начальника 1 отдела Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" (далее - 1 отдел), связанных с незаключением договора социального найма на распределенное жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Балабанова Н.Н., объяснения представителя заявителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 на семью из 2-х человек Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации распределено жилое помещение (1-комнатная квартира) в "адрес" общей площадью 38,5 кв. м., о чем заявителю 1 ноября 2010 г. было направлено соответствующее извещение.
16 января 2012 года должностными лицами "Западрегионжилье" принято решение о предоставлении ФИО1 и ее мужу данного жилого помещения по договору социального найма.
Однако начальник 1 отдела договор социального найма на указанную квартиру не заключает по причине того, что ФИО1 не сдала занимаемую ее семьей служебную квартиру по месту службы в городе Наро-Фоминск-10.
Считая свои права нарушенными, ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконными действия (бездействие) начальника "Западрегионжилье" и начальника 1 отдела, связанные с уклонением от заключения договора социального найма на распределенное ей и члену ее семьи в соответствии с извещением от 1 ноября 2010 г. жилое помещение общей площадью 38,5 кв. метров в "адрес", и обязать их заключить с ней данный договор на указанное жилое помещение.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель и ее представитель просят решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы указывают, что Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не предусматривает возможности снятия с регистрационного учета без предварительной регистрации по другому месту жительства, а установленный в Министерстве обороны Российской Федерации порядок обеспечения жилыми помещениями предусматривает освобождение занимаемого жилого помещения лишь после заключения договора социального найма и вселения в предоставляемое жилое помещение. Для этого, по мнению авторов жалобы, предусмотрены нотариально заверенные обязательства об освобождении занимаемого жилого помещения после вселения в предоставленное жилое помещение.
Суд, как полагают заявитель и ее представитель, не привел в решении, на каком из оснований, предусмотренных статьей 7 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", должностное лицо Министерства обороны Российской Федерации требует от заявителя сняться с регистрационного учета по месту жительства до заключения с ней договора социального найма на предоставленное жилое помещение.
Считают ошибочным и неосновательным вывод суда о недостаточности нотариально заверенного заявления-обязательства о сдаче занимаемого жилого помещения после заключения договора социального найма на предоставляемое жилое помещение.
Полагают, что суд первой инстанции необоснованно сузил предмет правового регулирования до общественных отношений, регулируемых лишь Жилищным кодексом Российской Федерации и Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция).
Ссылаются также на пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", на основании которого делают вывод, что документы о сдаче жилого помещения и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства заявитель могла предоставить не до предоставления ей жилого помещения, а при предоставлении ей такового. В связи с этим обращают внимание на то обстоятельство, что заявителю, которая проходит военную службу в Наро-Фоминске-10, жилое помещение распределено в "адрес", то есть в избранном при увольнении постоянном месте жительства.
Отмечают, что жилищное законодательство субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не предусматривает предварительную сдачу занимаемого жилого помещения при улучшении жилищных условий.
По мнению авторов жалобы, суд первой инстанции нарушил нормы материального права, не применив подлежащую применению (по аналогии закона) норму, предусмотренную подпунктом "ж" пункта 16.1 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебное разбирательство по делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с пунктом 17 вышеупомянутой Инструкции в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к Инструкции.
Пунктом 18 Инструкции предусмотрено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.
Жилые помещения, договоры социального найма на которые не заключены, распределяются уполномоченным органом между другими военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, в соответствии с указанными нормами права при перемене места жительства необходимым условием предоставления жилого помещения по избранному месту жительства является сдача занимаемого военнослужащим и членами его семьи жилого помещения по месту службы, которое подлежит заселению другими военнослужащими и членами их семей.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, ФИО1 и члены ее семьи зарегистрированы и проживают в служебном жилом помещении в "адрес", в том числе и на момент принятия 16 января 2012 года должностными лицами "Западрегионжилье" решения о предоставлении заявителю и ее мужу жилого помещения по договору социального найма по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в "адрес", с предоставлением которого ФИО1 была согласна.
Поскольку по настоящему делу судом достоверно установлено, что занимаемое служебное жилое помещение не было в установленном порядке освобождено и ФИО1 с членами ее семьи не снялась с регистрационного учета из указанного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия (бездействие) начальника 1 отдела, связанные с незаключением с заявителем ФИО1 договора социального найма на распределенное ей жилое помещение в "адрес", не противоречат действующему законодательству и обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Ссылка авторов жалобы на нотариально заверенное обязательство ФИО1 и ее супруга освободить занимаемое жилое помещение после вселения в предоставленное жилое помещение является несостоятельной, поскольку действующее законодательство такого порядка предоставления жилых помещений не предусматривает.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается заявитель и его представитель, по вышеуказанным основаниям не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 6 августа 2012 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя и ее представителя - без удовлетворения.
Верно.
Судья Московского окружного
военного суда Балабанов Н.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.