Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 22 ноября 2012 г. по делу N 33А-1160
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Павленка С.В. и Балабанова Н.Н.,
при секретаре Татарченко Н.М., с участием заявителя ФИО1, ее представителя ФИО5, представителя командира войсковой части N капитана юстиции ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 5 сентября 2012 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления капитана запаса ФИО1 об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с отказом в принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Балабанова Н.Н., объяснения заявителя и ее представителя в обоснование апелляционной жалобы, объяснения представителя должностного лица, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, в 1990 году на основании решения жилищной комиссии войсковой части N бывшему супругу ФИО1 (брак расторгнут в 2009 году) на семью из трех человек (в том числе на заявителя и ее ребенка) предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 43,9 кв. м. в городе Москве в доме, расположенном на территории военного городка, который распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2005 г. N 286-р включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности.
В 1994 году ФИО1 поступила на военную службу по контракту и проходила ее в войсковой части N до исключения из списков личного состава названной воинской части ДД.ММ.ГГГГ в связи с увольнением с военной службы по возрасту.
Перед увольнением с военной службы 9 февраля 2012 года ФИО1 обратилась к командиру войсковой части N с рапортом, в котором просила рассмотреть на заседании жилищной комиссии вопрос о принятии ее на жилищный учет.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 16 марта 2012 года (протокол N 3), утвержденным командиром названной воинской части, ФИО1 отказано в принятии на жилищный учет.
По протесту военного прокурора данное решение было отменено решением того же жилищного органа от 13 июня 2012 года (протокол N 8) и этим же решением, утвержденным командиром части, жилищная комиссия отказала заявителю в принятии на жилищный учет на основании пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ и пункта 4 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 года N 590.
Считая свои права нарушенными, ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнений, просила признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N, оформленное протоколом N 8 от 13 июня 2012 года, в части отказа в признании её нуждающейся в жилых помещениях на условиях договора социального найма, и обязать названную жилищную комиссию отменить данное решение и признать её нуждающейся в жилом помещении на условиях договора социального найма.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении ее заявления.
В обоснование жалобы указывает, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что жилое помещение, в котором она зарегистрирована и проживает, находится на территории закрытого военного городка, а сама она не является ни нанимателем данного жилого помещения, ни членом семьи нанимателя.
Ссылается на подпункт "г" пункта 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, в соответствии с которым наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках является основанием для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Приводит в жалобе нормы, предусмотренные статьями 15 и 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", на основании которых делает вывод, что действующее законодательство гарантирует предоставление жилого помещения в установленном порядке военнослужащим - гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и являющимся нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе в связи с их проживанием на территории закрытого военного городка.
Рассмотрев материалы дела и проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1. ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении заявления ФИО1, суд первой инстанции сослался на нормы, предусмотренные пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также на основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и учетную норму площади жилого помещения, установленную Законом города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Установив, что ФИО1 с дочерью и ее бывший супруг зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире, находящейся в городе Москве, общая площадь которой составляет 43,9 кв. м., то есть обеспечены жилым помещением по месту службы по установленным в указанном населенном пункте нормам, а также то обстоятельство, что это жилое помещение относится к государственному жилищному фонду и закреплено за войсковой частью N на праве оперативного управления, а в материалах дела отсутствуют доказательства присвоения данной квартире статуса служебной, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении не имеется.
Однако такие выводы основаны на неправильном применении норм материального права, а также являются следствием неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Суд оставил без внимания и не дал юридической оценки тому обстоятельству, что жилое помещение, в котором зарегистрированы и проживают заявитель, ее дочь и бывший супруг, находится на территории закрытого военного городка, где также проходит службу и сама ФИО1.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Согласно абзацу восьмому пункта 1 статьи 15 указанного Федерального закона служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Пунктом 13 того же Федерального закона предусмотрено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Анализ приведенных норм права дает основание для вывода, что военнослужащие, которые заключили контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, проходящие военную службу по контракту в закрытых военных городках и обеспеченные там же жилыми помещениями, считаются обеспеченными жилыми помещениями лишь в течение срока военной службы в закрытых военных городках. Основания для принятия таких военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания возникают только при переводе их к новому месту военной службы, дислоцирующемуся вне закрытого военного городка, или при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при наличии общей продолжительности военной службы 10 лет и более, а в случае продолжительности военной службы 20 лет и более - вне зависимости от основания увольнения.
ФИО1, как видно из материалов дела, проходила военную службу в закрытом военном городке и там же обеспечена жилым помещением, статус которого не установлен. Жилищной комиссии следовало обсудить вопрос о принятии ее на жилищный учет с учетом данного обстоятельства, однако этого сделано не было. Данное обстоятельство не было принято во внимание и судом первой инстанции при рассмотрении данного дела по существу.
Кроме того, как жилищная комиссия войсковой части N, так и суд первой инстанции сослались в обоснование отказа в удовлетворении заявления ФИО1 о принятии ее на жилищный учет на пункт 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ. Жилищная комиссия также руководствовалась при вынесении оспариваемого решения пунктом 4 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 года N 590.
Однако при этом не было принято во внимание, что данные нормы регулируют правоотношения, связанные с основаниями признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в то время как основания отказа в принятии на такой учет, которыми должен был руководствоваться жилищный орган и суд при принятии решений, предусмотрены частью 1 статьи 54 ЖК РФ, в соответствии с которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 данного Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 данного Кодекса срок.
Обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 54 ЖК РФ, ни жилищной комиссией воинской части, ни судом первой инстанции установлены не были.
При таких данных судебная коллегия считает, что обжалуемое решение гарнизонного военного суда не может быть признано законным и обоснованным и в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права подлежит отмене.
Вместе с тем, принимая новое решение по делу, учитывает, что рассмотрение вопросов принятия на жилищный учет отнесено действующим законодательством к исключительный компетенции уполномоченного на это жилищного органа, в связи с чем считает, что заявление ФИО1 в части требования о возложении на командира и жилищную комиссию войсковой части N обязанности принять ее на жилищный учет удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного судебная коллегия полагает необходимым заявление ФИО1 удовлетворить частично, признав незаконным решение командира и жилищной комиссии войсковой части N от 13 июня 2012 года (протокол N 8) в части отказа в принятии ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях и возложив на них обязанность по отмене указанного решения и повторному рассмотрению заявления ФИО1 от 9 февраля 2012 года о принятии ее на жилищный учет.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 5 сентября 2012 года по заявлению ФИО1 в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права отменить и принять новое решение.
Заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Решение командира и жилищной комиссии войсковой части N от 13 июня 2012 года (протокол N 8) в части отказа в принятии ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях признать незаконным.
Обязать командира и жилищную комиссию войсковой части N отменить указанное решение и повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 9 февраля 2012 года о принятии ее на жилищный учет.
В удовлетворении требования ФИО1 о возложении на командира и жилищную комиссию войсковой части N обязанности принять ее на жилищный учет - отказать.
Верно.
Судья Московского окружного
военного суда Балабанов Н.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.