Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 13 декабря 2012 г. по делу N 33А-1226
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Павленка С.В. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Скворцовой А.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 13 сентября 2012 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N подполковника запаса ФИО1 об оспаривании бездействия министра обороны Российской Федерации и директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанного с необеспечением жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, проходившему военную службу в городе "адрес", по ордеру от 31 мая 2004 года на семью из трех человек в "адрес" была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 56,5 кв.м., в которой заявитель составом семьи 4 человека, с учетом сына, 2010 года рождения зарегистрирован.
В рапорте от 25 июля 2011 года и в ходе состоявшейся в тот же день беседы ФИО1 просил об увольнении с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе с предварительным обеспечением жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в городе Москве или в городе "адрес", однако в установленном порядке с соответствующим заявлением в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ) он не обращался.
Приказом министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2011 года N 1274 заявитель уволен с военной службы по имеющемуся у него основанию, а приказом от 11 апреля 2012 года N 542 исключен из списков личного состава воинской части.
Полагая увольнение с военной службы без обеспечения жилым помещением незаконным, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил возложить на министра обороны Российской Федерации и ФИО2 ДЖО МО РФ, соответственно, обязанность дать указания и обеспечить его жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в "адрес".
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с принятым решением, просит его отменить и удовлетворить его заявление.
В обоснование жалобы, со ссылкой на положения Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, утвердившего Положение о порядке прохождения военной службы, статью 94 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, указывает на обязанность командира воинской части при проведении мероприятий, обеспечивающих своевременное увольнение военнослужащих с военной службы, разъяснять им порядок принятия на жилищный учет, в частности путем личного обращения с заявлением во вновь созданный Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Поскольку ничего этого командиром воинской части сделано не было, должностное лицо нарушило его право на обеспечение жилым помещением.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 23 указанного Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 14 статьи 15 этого же Закона, обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Согласно части 1 и 3 статьи 52 ЖК РФ, регламентирующей порядок принятия граждан на жилищный учет, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органом, осуществляющим принятие на учет, на основании поданных ими заявлений.
Таким образом, заявитель, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, мог быть обеспечен жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в случае принятия на жилищный учет по месту военной службы, а после сокращения жилищных комиссий в воинских частях - в ДЖО МО РФ, на основании письменного обращения.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2004 году после распределения двухкомнатной квартиры в "адрес" заявитель был снят с жилищного учета, после чего заявление (рапорт) о принятии на данный учет в жилищную комиссию воинской части в порядке пункта 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 не подавал.
Не обращался ФИО1 для включения в соответствующий реестр военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), ведущийся вновь созданным ДЖО МО РФ, что предусмотрено пунктами 1 и 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
Данные обстоятельства не отрицал заявитель в судебном заседании суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не усмотрел нарушения прав заявителя и правомерно отказал в удовлетворении его заявления.
В этой связи ссылки автора апелляционной жалобы на нарушение командиром воинской части порядка представления его к увольнению с военной службы, судебной коллегией признается несостоятельной, поскольку этот довод не подтверждается материалами гражданского дела
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 13 сентября 2012 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Верно.
Судья Московского окружного
военного суда Н.Н. Зинюшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.